Образ Бабы Яги в славянских сказках.
Одним из самых распространенных и в то же время весьма противоречивых персонажей славянских сказок является Баба Яга. Изображается она как правило в виде древней старухи, с длинным бородавчатым носом и костяной ногой. Отдельный интерес вызывает жилище Бабы Яги. Живет она в глухой лесной чаще в избушке, стоящей на курьих ножках, которая может поворачиваться к лесу задом или передом.
Чаще всего Яга является негативным героем, она по ночам летает на ступе или на метле, ворует и ест маленьких детей. Однако при добром отношении к ней, может накормить, напоить и в баньке попарить. А еще совет дать, дорогу указать и даже коня подарить.
Существует версия, что образ Бабы Яги возник из славянского обряда захоронения покойников, распространенном в VI-IX вв, в так называемых избах смерти. Покойника хоронили в лесу, в небольшой избушке, которую сколачивали на высоком пне. Вход в эту избу делался всегда в противоположную от селения сторону. Поэтому, когда главный герой сказки, идущий из деревни или города, подходил к избе Бабы Яги, то она всегда стояла к нему противоположной от входа стороной, вот он и просит избу повернуться к лесу задом, а к нему передом.
Покойника в избу смерти клали ногами ко входу. Поэтому когда труп истлевал, то если заглянуть в эту избу, то первым что можно было увидеть, это кости ног. Видимо отсюда и появился такой признак у Яги как костяная нога.
По славянским поверьям, чтобы покойник не выходил по ночам из избы смерти и не пугал людей, столб на котором стояла эта изба окуривали дымом. Так появилось выражение избушка на курьих ножках, которые со временем в народном сознании трансформировались в куриные лапы.
Следуя в царство Кощеево, то есть в мир мертвых, богатырь обязательно проходит мимо избушки Бабы Яги, которая выступает неким стражем между миром живых и миром мертвых. А сама избушка является порталом между мирами.
Хотя Баба Яга и служит злу, сама она абсолютным злом не является, в ней иногда просыпаются человеческие чувства и она помогает главному герою, олицетворяющему силы добра.
В южнорусских сказках встречается другой образ Бабы Яги, образ воительницы. Она живет за семью морями или у моря, владеет огромным табуном кобылиц и обладает огромной силой. С этой ипостасью Бабы Яги главному герою сказки чаще всего приходится сражаться на мечах как с равным воином.
По всей видимости этот образ Бабы Яги появился в период с III в. до н.э. по III в. н.э., когда в Северном Причерноморье кочевали сарматские племена. У сарматов существовал матриархальный строй и женщины воевали наравне с мужчинами, а бывало что и возглавляли войска. Археологи не редко находят богатые сарматские курганы, в которых были похоронены женщины в боевых доспехах. Сарматские женщины воины стали также прообразом амазонок, персонажей древнегреческой мифологии.
Спасибо за внимание! ________________________________________________