НЕВИДИМАЯ МОДА: КАК НЕЗРЯЧИЕ ДИЗАЙНЕРЫ И МОДЕЛИ БОРЮТСЯ С ТЕМНОТОЙ ЖИЗНИ
На первых же страницах исследования «Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе» (1987) французский профессор философии и социологии Жиль Липовецкий вводит понятие «феерия видимости». Действительно, одежда веками служила очевидным для зрячего человека социальным маркером, показателем достатка или средством обольщения. И если главный драйвер процессов фэшн-индустрии — производство, постпроизводство и потребление — пролегает в визуальной области, то как понимают моду незрячие люди?
Незрячие модельеры
Зимой 2019 года дизайнер Сергей Ермаков представил свою новую коллекцию «Сквозь тернии к солнцу» — первую за несколько лет. Самый дорогой украинский модельер работал над ней целый год: все роскошные женственные платья отшивались вручную в единственном экземпляре. Ермаков придумывал платья с детства. Его мама, по образованию инженер-конструктор, работала в проектном институте, но всегда любила шить, и Ермаков многому у нее научился. В одном из интервью он вспоминает, как «в седьмом классе придумал маме на новогодний вечер платье из белого атласа и зеленого бархата. Она шила, я сидел рядом. Помню, как не ложился допоздна, дожидаясь ее возвращения с вечеринки. Только когда услышал, что она лучше всех выглядела, уснул...» После школы Ермаков пошел в швейное училище, затем отучился на портного, два года работал в ателье, после чего открыл собственное дело.
Ермаков в основном работает с клиентками из России и Украины, часто это певицы, актрисы и жены банкиров, послов и депутатов. Именно в платье от Ермакова певица Камалия завоевала титул «Миссис Мира» в 2008 году. Камалия любит вспоминать, как Ермаков предсказал ее победу: «Знаете, что он тогда сказал? Я шью платье для королевы. И я выиграла!».
В 11 лет у Ермакова диагностировали сахарный диабет, сейчас он может различать цвета и видеть силуэты, остаток зрения у него всего 5 процентов. Дизайнер рассказывает, что все модели сначала рождаются в голове, затем он рисует на манекене или «надиктовывает» своей команде. «Потом из десятка придуманных костюмов отметаю девять, а десятый начинаю прорабатывать углубленно». Ермаков предпочитает натуральные материалы — шелк, кашемир, меха — и часто экспериментирует с сочетанием фактур, например, комбинирует кружево или плетет наряды из тонких полосок шифона. Он подчеркивает, что его коллекция предназначена для прикосновения, ее нужно не только видеть, но и трогать.
«Тактильность» — именно так назвала свою первую коллекцию Бьянка Рафаэлла. Дизайнер представила ее на Лондонской неделе моды в 2016 году. Ей было 20 лет, и на тот момент она только закончила Кингстонский Университет. Бьянка родилась с нарушением зрения: у нее остаточное светоощущение в одном глазу, а в другом периферическое зрение: она хорошо видит по бокам, а в центре — слепое пятно. Также у нее нистагм — непроизвольные колебательные движения глаз, из-за чего зрение фокусируется с трудом. При этом еще в подростковом возрасте она твердо решила, что станет дизайнером одежды. Бьянка Рафаэлла руководствуется фразой Хелен Келлер «Хуже слепоты только иметь зрение, но не иметь собственного видения».
Рафаэлла поясняет, что ее наряды — это метафора того, как она сама воспринимает мир. «Я черпаю вдохновение, исследуя искаженные и асимметричные контуры предметов вокруг. Я перевожу их в дизайн одежды через работу с тканями, наложение нескольких слоев тюля и экспрессивную вышивку — это буквальное отображение того, как движутся мои глаза».
Модельер сознательно оставляет свои платья как будто незаконченными эскизами костюмов XIX века. Ассиметричные каскады полупрозрачной органзы и сетки неуловимо преображают силуэт платья при движении и создают хрупкие, незавершенные образы. А сложная текстура вышивки и рельеф шрифта Брайля отображают то, как дизайнер воспринимает мир на ощупь.
Рафаэлла крепит ткани на манекен и прямо на нем сшивает их вручную. «Я использую ткани как материал для создания скульптуры. Я пытаюсь прочувствовать ткань, формируя и размещая ее на женском теле», — говорит она. Модельер ведет аккаунт в Инстаграм, где выкладывает зарисовки и эскизы, а также вдохновившие ее природные формы, текстуры и произведения визуального искусства и архитектуры.
Одежда для людей с нарушением зрения
Аргентинский модельер Мария Сол Унгар много общалась с людьми с нарушением зрения во время работы над своей первой коллекцией Sonar (2016) — сначала в спецшколе в своем родном городе Неукен, а затем в специализированных учреждениях в Буэнос-Айресе. Унгар стала волонтерить в библиотеке и участвовать в марафонах в темноте. В коллекции она пыталась обозначить цвет ткани через вышивку, пайетки, бусины и сочетание фактур и искала способы сделать повседневную одежду практичной.
Куда незрячему молодому человеку деть трость, когда он приглашает девушку на танец? В одежде Sonar Унгар сделала карманы глубиной 23 сантиметра — оптимальной для того, чтобы можно было убрать складную трость.
Литовский модельер и выпускница Вильнюсской академии искусства Ругиле Гумулиаскайте также развивает принципы универсального дизайна. С одной стороны, в коллекции «Вне видения» (перевод на русский — редакция портала) она пробовала найти новый подход к «невизуальной» моде, ориентируясь на пожелания незрячих людей, и больше внимания уделяла лаконичному крою и текстурам ткани. С другой стороны получившаяся линейка с ее минимализмом, ясной орнаментикой, спокойной цветовой гаммой, чистыми линиями и простым силуэтом идеально подходит любителям классики и ценителям приятных тактильных ощущений в одежде.
Гумулиаскайте черпает вдохновение в природе и использует приятные на ощупь натуральные материалы, собирая линейку на любую погоду: серые кашемировые пальто с глубокими карманами, бежевые оверсайз-туники и платья из льна с небольшой добавкой шелка, свободные прямые брюки и тонкие белые свитера из нежного сочетания шелка и шерсти. Основной декоративный элемент коллекции — круги, похожие на увеличенные точки Брайля — по-разному смотрятся в разных моделях. Из сдержанного рельефа на рукавах пальто они превращаются в кокетливые мыльные пузыри на шелковых полупрозрачных рубашках и «набухают» на свитерах, как почки на деревьях.
Эта коллекция имела успех в сообществе людей с нарушением зрения, но пользовалась спросом и у зрячих. «Вне видения» — это хороший пример «устойчивой моды». Это не сезонная одежда, а комплект на все времена года, все элементы которого отлично комбинируются между собой.
Еще одна особенность подхода Гумулиаскайте заключается в создании специального каталога, в котором представлены описания на Брайле и тактильные изображения каждого изделия с принтами, имитирующими узор. Таким образом дизайнер переносит чувственные ощущения на печатную продукцию, чтобы помочь клиентам понять процесс создания и атмосферу каждой вещи.
Незрячие модели
В последние годы гости модных показов наблюдают разнообразие фигур, возрастов и оттенков кожи моделей. Все чаще дизайнеры рассуждают о том, что индустрия моды утрачивает свой элитарный статус, становится более открыта и бодипозитивна. На подиумах оказываются модели плюс-сайз, беременные женщины, трансгендеры и люди с бионическими протезами. Включает ли эта тенденция к инклюзивности незрячих моделей, или они все так же остаются в стороне?
Если просматривать историю инклюзивной моды, можно заметить, что незрячие модели редко участвуют в фэшн-показах и конкурсах красоты наравне со зрячими. Чаще всего девушки, теряющие зрение, стараются скрывать этот факт, надеясь «протянуть» в индустрии еще несколько лет. Похожим образом сложилась судьба китайской топ-модели Ван Лэйлэй. В юности она променяла высшее образование на модельный бизнес и с 16 до 26 лет блистала на подиуме. Уже будучи моделью, Лэйлэй узнала, что у нее пигментный ретинит — дегенеративное заболевание глаз, из-за которого сильно ухудшается или совсем пропадает зрение. Однако она решила не бросать карьеру и говорила всем, что у нее сильная миопия. Она заранее изучала подиум и старалась либо запоминать количество шагов, либо выходить на дефиле в паре с другими моделями. Затем зрение ухудшилось настолько, что она не могла уследить за знаками режиссера и стала пропускать ключевые показы.
В 2004 году Лэйлэй наконец осознала серьезность ситуации. «Когда я приближалась к краю подиума, я ошиблась в расчетах. Каблук стоял на подиуме, но нога зависла в воздухе. Это было очень опасно... Я не могла позволить себе испортить шоу из-за своих ошибок».
Лэйлэй оставила карьеру модели и попробовала основать собственное агентство, но не справилась с конкуренцией. Она окончательно потеряла зрение после рождения двух детей. Вскоре один за другим умерли ее родители. Она разочаровалась в жизни и пробовала покончить с собой. От шага с подоконника Лэйлэй удержал муж: «Он спросил меня: «Неужели ты нас больше не любишь?». После этого Ванг попробовала начать все сначала и сейчас изучает актерское мастерство в Пекинской киноакадемии. «Это как потерять свою любимую детскую игрушку и снова обрести ее через годы», — говорит бывшая модель.
В 14 лет пигментный ретинит диагностировали и у американки Аманды Своффорд. Тем не менее, в 2004 году Своффорд подала заявку на участие в третьем сезоне шоу Тайры Бэнкс «Топ-модель по-американски». Члены жюри обратили внимание на удивительный ледяной оттенок голубых глаз Своффорд — пигментный ретинит вызвал нарушение пигментации палочек сетчатки. И хотя проблемы со зрением Своффорд представляли некоторую опасность и для нее самой, и для других моделей, искреннее желание девушки попасть в шоу покорило членов жюри. Ее участие в конкурсе стало очень успешным: даже в темных залах Своффорд уверенно шла по подиуму и не сбивалась с центральной линии благодаря блесткам, которыми обозначались края платформы. Девушка заняла третье место в шоу, а после снималась для Levi’s и других брендов и даже работала в России. Своффорд рассказывает, что ее «смущало, что в передаче перед каждым моим комментарием добавляли «незрячая». «Зрение — это ведь только малая часть меня, я гораздо больше, чем моя слепота. Я сумасшедший человек, который танцует, поет и отчаянно хочет веселиться». Зрители оценили обаяние и энергию модели, и в 2008 году ее признали одной из самых заметных участниц шоу.
В 2016 году появился еще один проект для моделей с инвалидностью, на этот раз исключительно по зрению — «Модное шоу для незрячих» (перевод на русский — редакция портала). В портфолио проекта уже три крупных показа: в Нью-Йорке в рамках Недели моды в феврале 2016 года, в октябре того же года во время Недели моды в Париже и на Неделе моды в Дубае в мае 2018-го. Организатор проекта Мириам Чалек поясняет, что цель шоу — бороться со стереотипами в обществе и показать, что незрячие люди могут добиться всего, чего они захотят. Модель Джулианна Дьенарди добавляет: «На самом деле любой человек может стать частью фэшн-индустрии». Попутно на примере личных историй моделей проект демонстрирует, какими разными могут быть нарушения зрения.
**Белые трости на подиуме **
Один из спорных вопросов — это использование трости на подиуме. Организаторы обычно пытаются применять другие ассистивные техники. На показах «Модного шоу для незрячих» модели ориентируются по рыболовной леске, натянутой между двумя столбиками в начале и конце подиума. Впрочем, сообщество людей с нарушением зрения довольно прохладно отреагировало на такой формат дефиле, потому что он не помогает незрячим девушкам чувствовать себя раскованно и естественно.
В Санкт-Петербурге в 2015 году в рамках проекта «Шаг к свету» незрячие модели выходили на подиум под руку с «ангелами-хранителями» — зрячими моделями-сопровождающими. И только на неделе моды в Филиппинах в 2014 две незрячие участницы самостоятельно шли по подиуму с белыми тростями — впервые в истории фэшн-индустрии. Из 50 представленных в Филиппинах дизайнеров только двое согласились принять участие в проекте, инициированном Общенациональной организацией женщин с нарушением зрения, и привлечь к показу незрячих моделей.
Материал целиком читайте на портале для людей, которые видят по-разному, – "Особый взгляд".