Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
malder-notes
7 лет назад

Атлант расправил плечи. Том 1

Деньги - зло, это любой нищеброд скажет. Сидя на кухне перед бутылкой душного алкоголя, твой собеседник расскажет как хорошо было в совке и как развалили всё проклятые капиталисты. При советах-то ооо, а сейчас-то ааа... Беги от него подальше. И запомни, что при всём великолепии СССР не нашлось ни единого человека, который хотел бы его защитить от развала. А если ты с таким высказыванием согласен, но при этом иногда читаешь и делаешь выводы из прочитанного, купи себе трилогию Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».
ОК, ты скажешь что эта книга не для российской действительности. Я с тобой соглашусь, социальные лифты в России заняты многочисленными родственниками и знакомыми тех, кто пришёл к власти в 90-е. Причём они в этих лифтах даже не едут, только ссут и жгут кнопки, не давая подняться остальным. Это очевидный путь деградации и упадка общества, влекущий за собой глобальный кризис, который ты видишь из окошка. О подобной ситуации ровно 60 лет назад написала бежавшая из СССР Алиса Розенбаум.
Первый том называется «Непротиворечие» (как знакомо, правда?). Он повествует о нескольких титанах индустрии, миллионерах, развивающих экономику. Уверенные в себе люди, смело берущие на себя ответственность, принимая последствия своих решений. С критической точки зрения, качества положительных персонажей Рэнд приукрасила, как и отрицательные качества антагонистов. Это не сильно мешает верить роману, лишь создает более чёткий контраст. Дагни Таггерт, Генри Риарден, Франсиско Д'Анконья и другие - эти люди подобны богам в глазах автора. Пропустив через себя тонну массовой культуры, где бизнесмены показаны как беспринципные моральные уроды, готовые ради денег на что угодно, приятно увидеть противоположный взгляд. Рэнд пишет о людях, которые своим упорством, трудом и силой интеллекта возвысили себя и заработали на этом. Они не прожигают деньги как любой человек, не знающий им цену. Для них деньги не хозяин, а инструмент созидания, не плохой и не хороший, как лопата. Можешь копать её огород, а можешь двинуть соседа по затылку, сам инструмент от этого никаких качеств не приобретает.
«Думаешь эти люди будут ненавидеть тебя за то, что у тебя не получается? Нет, они будут ненавидеть тебя за то, что ты делаешь лучше всех».
Однако в обществе назревают перемены. Один за другим видные предприниматели и учёные исчезают, оставляя после себя множество вопросов. К власти приходят социалисты, которых Рэнд ни разу так не назвала, но сути это не меняет: главной ценностью должно стать духовное счастье человека. Звучит неплохо, да? Ведь за это с теплотой вспоминают социализм. Особенно мне нравится одна история моего деда. Он работал на стройке прорабом и в том числе принимал выпускников техникумов. Поскольку все они были специалистами, он обязан был дать им работу. Не важно дурак или мастер-золотые-руки, без работы он остаться не мог. Для повышения не нужно было работать лучше остальных, нужно было отработать определенное количество лет. Сразу эта система не рухнула лишь благодаря идеологии, а как только она сгнила, рассыпался и СССР. Так что роман Рэнд можно назвать в каком-то смысле пророческим.
Итак, власти в Америке решают создать равные условия для ведения бизнеса. Опять же, звучит неплохо, но на деле сильные компании были ограничены в производстве, а слабым увеличились дотации. Так называемый «Закон справедливой доли». Все зажили счастливо? Спойлер: нет.
Пересказывать весь сюжет не стоит, он лишь хорошая картина, написанная красками долгих философских размышлений, да и лучше бы тебе самому прочитать. Это история о противостоянии власти и предпринимательства, созидающей силы и людей, пытающихся нажиться на чужих успехах, прикрываясь благородными целями.
Богатые люди никому ничего не должны. Не должны нести ответственность за весь мир, не должны тащить за собой тех кто не хочет шевелиться. Они сами заработали свои деньги, почему их должны заботить судьбы тех, кто на это не способен? Главным героям напоминают как они бездуховны: «Сильный существует ради заботы о слабом, это есть высшая добродетель». То есть те, кто способен достигать высот должны безвозмездно, с улыбкой на лице, нести на руках на эти вершины немощных, а те снисходительно им это позволяют, будто делают одолжение. Хорошее отражение сути вещей, не так ли? Кто-то не может оторвать зад от дивана, а кто-то пашет по 18 часов в день без выходных, но в итоге мы не любим этих проклятущих торгашей и лавочников, а особенно их грязные деньги. Для одних бездуховный человек - «человек, живущий без цели», для других - «человек, живущий ради себе, не думающий об обществе, о тех, кто слабее и менее способнее его». Герои Рэнд предъявляют требования только к себе, их противники требуют от других уважения, сострадания, милости и, конечно, денег.
«Оказать человеку уважение большее, чем он того заслуживает - истинная добродетель»
Я не думаю что кто-то из нас приблизится к главным героям романа, слишком уж они идеальны, поговорим лучше об антагонистах. Они считают духовное выше материального - но вся их духовность заключается в бесконечной жалости к себе и себе подобным. Они не испытывают уважения к тем, кто всего достиг сам: по их мнению они такими родились и им должно быть стыдно что они так хороши. Они ничего не производят, лишь потребляют, работают лишь потому что им нужны деньги. При таком отношении к работе ни о каком мастерстве речи не идёт, ведь нельзя стать мастером в деле, которое ненавидишь. Действовать с выгодой для себя считается постыдным, даже если это ведёт к разорению. Опустившись на дно, они заявляют что у богатых и успешных нет права судить их, ведь они трудились на благо человечества, а не на собственный карман.
Узнавать в них себя морально тяжело, но нужно. Мир устроен не так, как написано в подростковых книжках. Это чтиво пишется для того чтобы его покупали, всякие голодные игры и дивергенты, где власть и богатство в руках алчных злодеев. Никто не берет в расчет что из маньяков и сластолюбцев такие себе руководители, однако этот образ массовая культура создаёт в умах людей. Для чего? Может кому-то это выгодно. Подростковые бунты всегда заканчиваются признанием собственной глупости.
Не спорю, современному обществу свойственен инфантилизм даже у перешагнувших за 40. Мы, российские миллениалы, воспитаны людьми, из которых до конца не выветрилась советская пропаганда. «Капиталист» для наших родителей слово ругательное. Долго ли ещё дух совка будет витать над нашей Родиной? Не могу этого сказать. С нас, поколения рождённого в этой стране именно в этот период, будет особый спрос. Всё что мы можем это не терять себя, расти и развиваться, не увязнуть в трясине псевдоинтеллектуальных речей о тщетности бытия, потому что мы сами привносим смысл в жизнь. Не будем жаловаться на то что сидим в луже, а встанем и сделаем с этим что-нибудь. На наших шеях повиснут «авторитетные мнения» о том, что всё наше движение в никуда, мы зря тратим время, уж они-то видели жизнь и знают, чем всё закончится. Плевать. Зачем задаваться подобными вопросами, если чувствуешь жгучее желание действовать? Если у тебя есть идея и силы воплотить её в жизнь, будешь ли ты держаться чужого мнения? Почему бы вместо бесконечного нытья о несправедливости мира пойти и превратить его в прекрасное место?
Кто такой Джон Голт?
285596e4ab046c0a4cf7f818773a393d.jpg

3
0.000 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые