Пётр Алексе́евич Кропо́ткин
Пётр Алексе́евич Кропо́ткин (1842—1921) — русский теоретик анархизма,литератор,историк,географ. Родился в родовитой княжеской семье из рода Рюриковичей.. Отец, Алексей Петрович Кропоткин (1805—1871) — генерал-майор, владел в трёх губерниях имениями с более чем тысячей двумястами крепостных мужчин с семьями. Мать, Екатерина Николаевна, умерла, когда Петру было три с половиной года. По линии матери Пётр — внук героя Отечественной войны 1812 года генерала Н.С. Сулимы.
Петр Кропоткин отучился в Первой московской гимназии, закончил Пажеский корпус (1862), но вместо того, чтобы продолжить военную карьеру, предпочел заняться географией и выбрал себе службу в Амурском конном казачьем войске, надеясь способствовать реформам в Сибири. В этот период был в нескольких экспедициях в Манчжурии и Сибири,при его участии были открыты несколько ранее не известных нагорий и хребтов. Поняв, что закостенелая царская бюрократия не способствует проведению реформ, он бросает службу и поступает в Петербургский университет на физико-математическом факультет, специализировался в географии и геологии. В 1868 был избран членом Русского географического общества.
В 1872 году Кропоткин получил разрешение на поездку за границу. В Бельгии и Швейцарии он встретился с представителями российских и европейских революционных организаций, в том же году вступил в Юрскую федерацию Первого Интернационала .По возращению в Россию становится членом кружка «Чайковцев». За свою революционную деятельность его в 1874 году посадили в Петропавловскую крепость из которой он успешно бежит в 1876. С 1876 по 1917 находится в эмиграции. Жил и творил Кропоткин в это время во Франции и Швейцарии. Во время отбывания срока в 1881 за участие в «Интернационале» во Франции виднейшие общественные деятели подписали петицию об его освобождении. Среди них были Герберт Спенсер, Виктор Гюго, Эрнест Ренан, Суинберн и др После февральской революции в России он возвращается на родину. С воодушевлением встречает самоорганизацию народных масс, создание системы советов, но в то же время он критиковал политику большевиков, видя в них будущих угнетателей людей и свободы. Несколько раз встречался с Лениным где критиковал диктатуру пролетариата и «красный террор». Кропоткин переезжает в подмосковный Дмитров, где, несмотря на трудные условия жизни, продолжает активную общественную деятельность, тесно сотрудничает с Дмитровским союзом кооперативов, работает над новой книгой.Все остававшиеся силы учёный отдавал завершению одной из лучших своих книг – «Этика». Оптимист по жизни, он утверждал в ней идеалы добра, веру в величие человека, духовную красоту, мудрость и гуманизм русского народа. Завершить эту грандиозную работу ему не удалось Умер Кропоткин в Дмитрове под
Москвой 8 февраля 1921 года в возрасте 78 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Петр Алексеевич внес большой вклад в развитие географии. Кропоткин предсказал наличие суши в океане севернее Новой Земли, но царское правительство отказалось финансировать морскую экспедицию, а через 2 года австрийские географы именно в этом месте открыли архипелаг и назвали его Землей Франца-Иосифа. Кропоткин подготовил несколько научных трудов, которые впоследствии принесли ему мировую известность. Русское географическое общество наградило его золотой медалью. Кропоткин заложил основу теории четвертичных оледенений, и ввел термин вечная мерзлота. Написал доклад о существовании в недалеком прошлом ледниковой эпохи. Кроме этого у него есть ряд работ и в других науках (геология, картография, биология и т.д.).
Но большинству людей Петр Кропоткин знаком как революционер. Из-под его пера вышли такие труды как «Речи бунтовщика», «Записки революционера», «Хлеб и воля». В своих работах он критиковал институт государства, эксплуатацию человека человеком, капитализм, частную собственность на средства производства и доказывал необходимость социальной революции для установления анархического коммунизма. В своем труде «Взаимопомощь как фактор эволюции» Петр Алексеевич утверждал, что люди расположены помогать друг другу без принуждения. Не нужно централизованной власти для того, чтобы подавать пример или заставлять людей поступать справедливо. Люди поступали так еще до возникновения государства . Более того, Кропоткин придерживался взгляда, что именно власть подавляет нашу природную склонность к сотрудничеству. Он считал, что дарвинское положение о борьбе за существование следует понимать как борьбу между видами и взаимопомощь внутри видов. Взаимная помощь и солидарность — двигатели прогресса.
Кропоткин задал вектор развития леворадикального движения на последующие годы. Его взгляды оказали значительное влияние на формирование идеологии ряда молодых африканских государств, таких как Ливия, Бенин, Буркина Фасо, Гана и ряда других. Его взгляды заметны в идеологии таких вождей национально-освободительного движения как Кваме Нкрума и Муаммара Каддафи. Оскар Уайльд вдохновленный образом Петра Кропоткина написал своего знаменитого «Счастливого принца». После смерти «мятежного князя», тысячи людей вышли, что бы проводить его в последний путь, что лучше любых слов говорит о всей той народной любви и признательности, которую за свою бурную жизнь получил ученый и вечный революционер Петр Алексеевич Кропоткин.