Увидеть Венецию и жить ( часть первая)
Увидеть Париж и умереть. Кто не слышал этой фразы?
Русское сердце всегда начинает учащенно биться при этом имени. Париж великолепен, и я благодарю Бога за то, что сначала увидела его, а Венецию потом. Потому что теперь мое сердце навеки отдано ей. Венеция тоньше, нежнее, неуловимее…
Акварель, которую по ошибке разместили на солнечной стороне стены, и которая медленно исчезает с листа бумаги.
Моя вечная любовь, моя тихая печаль, мое счастье, которое всегда рядом.
Стоит только выкроить один денек, сесть на поезд или махнуть на машине, чтобы просто подышать твоим воздухом, Венеция.
И когда перед твоими глазами вытянется стрелой четырех километровый мост «La liberta»*, единственная автомобильная дорога, соединяющий материк с железнодорожной станцией Венеции «Santa Lucia», когда увидишь, как дрожит зыбким маревом воздух над лагуной, на одно мгновенье дрогнет сердце, и ты понимаешь, что вернулась, снова вернулась сюда, домой, и радость возвращения не приедается, не стирается с годами.
Ты всегда хороша для меня, Венеция, и весной, когда солнце обливает тебя радостью, и зимой, в промозглость и стынь.
Осыпавшаяся со стен штукатурка, светящиеся под водой зеленые замшелые ступени, уходящие в глубь и темень канала, нескончаемый тихий плеск воды о стены palazzo** от проходящих мимо vaporetto***, стук уключин, крики гондольеров, и…мосты, мосточки, мостики.
Кружат, кружат бесконечные улочки, манят за собой, не оторваться.
Тянутся нескончаемой чередой витрины лавочек с едой, сластями, винами, масками, костюмами, куклами. Здесь каждый найдет что-то свое, сокровенное, и купит на память о Венеции.
Знаменитая люстра муранского стекла ручной работы
Туристы, туристы…
Очень много японцев, молодых и пожилых, студентов и подростков. Группами и парами, тихие, любопытные, настырные. Каждый раз приезжая сюда, я удивляюсь тому, что Япония не «закрылась на обед» в виду полного отсутствия жителей. Кажется, что все они переселились сюда.
О здешних красотах написаны тома книг и путеводителей, мне ли тягаться, но промолчать о венецианских церквах я не в силах. Собственно, и церковью язык не повернется назвать эти произведения искусства.
Даже крошечные и невзрачные снаружи, внутри они переполнены сокровищами, не только церковной утварью, но и картинами известнейших живописцев мира, не говоря уже о таких шедеврах архитектуры как basilica "Santa Maria Gloriosa dei Frari" с полотнами Тициана и его гробницей.
Это больше музеи, чем действующие церкви, каковыми все они являются.
Входишь, ослепнув от дневного света внутрь, в полумрак, в крошечное пространство, заполненное вездесущими туристами-не повернуться, вглядываешься в лица неизвестных католических святых, в спокойно опущенное лицо Мадонны, которой здесь трепетно поклоняются как женщины, так и мужчины, кладешь монетку, чтобы зажечь свечу-электрическую лампочку, вмонтированную в панель столика перед распятием или статуей.
Потолок высоко и затемнен, и чтобы рассмотреть, что же там такое вверху, бросаешь монетку в металлический ящик-автомат на стене, и на одну-две минуты вспыхивают люстры, освещая всю красоту потолочной лепнины и живописи, и ты цепенеешь в невыразимом восхищении рукотворным искусством неизвестных средневековых мастеров.
И впитав в себя глазами все краски, словно омыв себя чистой водой, выныриваешь в слепящий свет, и снова несет тебя нескончаемый венецианский поток…
Днем жизнь здесь напоминает огромный муравейник. Снующие туда-сюда по венам каналов лодки, гондолы, vaporetto. Коловращение людей, смешение языков… Вавилон.
Но чтобы увидеть ее истинное лицо, нужно пройтись по Венеции ночью.
Лишь укутает ее плечи, продрогшие от вечной сырости, темнота, таинственно зажигаются лампы на стенах palazzo, словно выступающих из темной воды сонных великанов-молчунов с подсвеченными темными глазницами окон. Что вспоминается им в наступившей тишине? Свидетелями каких драм были они, чьи лица, слова, какие истории хранят они в своей долгой памяти?
Как-то особенно гулко раздаются торопливые шаги, опаздывающих к ужину прохожих.
Быстрее туда, в тепло, к свету, к людям.
А нам сюда, в темную тишину крошечных площадей. Страшно и любопытно, разгул для фантазии.
Прислушайтесь и, возможно, вы услышите звук скрещивающихся для поединка и давно исчезнувших шпаг.
Что там за тень мелькнула за углом? Кто-то спешит на тайное свидание, укрывшись длинным плащом до самых глаз, или это просто ночной сквозняк, гуляющий по опустевшим viale****?
Кто знает, зрителями каких спектаклей были слепые окна спящих домов на ночной венецианской сцене?
Венеция, больше чем любой другой город, напоминает театральные декорации.
Утром, любовно омытые солнечным светом и выставленные на всеобщее обозрение, играющие свою роль в дневных представлениях, и ночные, пыльные, серые, словно сваленные в кучу за кулисами театра до завтрашнего пробуждения, для нескончаемого спектакля, вечного венецианского карнавала…
И, набродившись за день, насытившись ею, впитав все ее запахи, как запахи любимого, родного тела, ныряешь в благословенное тепло ближайшей траттории, чтобы насладится заслуженным отдыхом, выпить бокал домашнего вина, помолчать…
И долго еще будут будоражить воображение впечатления отлетевшего дня, укладывая увиденное по полочкам и закоулочкам памяти сердца.
До следующего свидания...прости меня, Париж!
*il ponte della Liberta-мост Свобод
** Palazzo- дворец
*** Vaporetto-транспортное средство, местные «водные трамвайчики» для передвижения по Венеции
**** Viale-узенькая улочка