Чанакья и «Артхашастра». Рубрика: ИСТОРИЯ
Это история индийского брахмана, который известен под тремя различными именами – Вишнугупта, Чанакья и Каутилья. На политической карте мира 2300 лет назад западные границы империи Нанда простирались до Афганистана, восточные – до Ганги, южные – до реки Годавари. В то время самым большим и великим царством империи была Магатха. Это царство оберегал Каутилья, используя свой прозорливый ум. Более того, он составил трактат об управлении страной в интересах народа.
Фрагмент «Артхашастры» Каутильи
Главная мысль Каутильи в его работе – долг царя. В чём состоит его долг, какую ответственность он несёт перед народом – всё это он описал в «Артхашастре». Тогда он был ещё учителем в Таксиле, всемирном центре образования того времени. Но больше интереса он проявлял к политике, установлению порядка в государстве и эффективному управлению.
В то время Индия была раздробленной и частично находилась под властью Александра Македонского. Чанакья считал, что, пока страна будет разделена на царства и династии, подданных так и будут грабить. Потому он искал такого царя, который смог бы объединить все царства в одно государство – Индию. Но прежде всего его заботил вопрос: как остановить Александра Великого. Самым сильным царством была Магатха, только она могла бросить вызов завоевателям.
Чанакья отправился в Магатху, управляемую династией Нанда, чтобы призвать их к борьбе. Но там он увидел господство тирании, деспотичных и продажных чиновников, высокомерного царя. Ещё до этого Чанакья изучил взаимоотношения царства, царя, народа и управления. Он думал о таком устройстве общества, при котором не было бы подобного правителя, не было бы раздробленности. Он искал такого царя, который смог бы объединить всю Индию. Именно тогда он начал собирать все свои выводы в «Артхашастру».
Современная Патна – ранее столица Магадхи Паталипутра
Средства к существованию человека считаются богатством. Земля, на которой живет человек, – также богатство. Наука о том, как завоевать и защитить землю, и называется «Артхашастра».
В «Артхашастре» впервые в мире Каутилья сформулировал основные принципы обустройства государственной власти до мельчайших подробностей. Теория устройства государственной власти гласит, что для государства необходим царь (правитель, в нынешнее время президент или премьер-министр). Советники (министры) в различных областях также играют важную роль в управлении. Без народа (граждан страны в современном варианте) невозможно представить государство. Ещё одна важная часть – государственная казна (налоговая служба). Для защиты государства нужна охрана (армия), союзы с дружественными государствами, крепость (система безопасности для государственных чиновников). И ещё – суд. Это всё то, что мы имеем и в современной жизни.
Современное издание «Артхашастры»
Структура системы управления от Каутильи была многоуровневой. В «Ригведе», например, есть правитель, совет и не более двух чиновников. В «Артхашастре» страна объединена единым правителем с такой исполнительной властью, при которой все уполномоченные преданно служили народу. Был предусмотрен советник, который следил за честностью торговцев. В наше время есть контроль дорожного движения, в те времена такой же контроль существовал и на реках, чтобы взимать пошлину. В трактате была также предусмотрена антикоррупционная система контроля за чиновниками.
У Чанакьи был план, как управлять страной, но не было ни царя, ни царства, где бы следовали ему. Поэтому он искал такого лидера, который смог бы освободить Магатху от тирании Нанда и стать идеальным правителем. И именно в Магатхе он нашел Чандрагупту, вместе с которым они сначала освободили индийские территории от греко-македонских захватчиков, а после свергли династию Нанда. Эти события положили начало образованию империи Маурьев.
Индийская юбилейная монета 5 рупий 2010 года с изображением Чанакьи
Таким образом Каутилья создал великую империю Маурьев и посредством своего трактата «Артхашастра» оставил богатое наследие системы устройства общества, благодаря которому многие считают, что если вы хотите понять Индию, понять индусов, нужно сначала понять «Артхашастру», понять её автора – Каутилью.
В этом видео изложены мысли Чанакьи относительно состояния общества в те времена: