Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
6 лет назад

Неистовая Арундати Рой. «Бог мелочей» на литературном Олимпе


Букеровский лауреат Арундати Рой похожа на бриллиант, который с возрастом не утрачивает ни своей красоты, ни ценности. Она и многогранна, как этот драгоценный камень. Возраст лишь добавил ей привлекательности и точёной грации. Её тихий голос звучит завораживающе, но вот в глазах сверкает неугасимый огонь бунтарства и неповиновения. Откуда это в такой хрупкой и элегантной женщине? Как говорится: «Все мы родом из детства».


     Арундати Рой

     Тропинка из детства

     Арундати (Arundhati Roy) появилась на свет 24 ноября 1961 года в семье, которая в разделённой на касты Индии уже признавалась скандальной. Ребёнок из семьи индийской христианки и индуиста из Бенгалии моментально оказывался в исключительно ранимом положении. О своём сильно пьющем отце Ранджите Рое, владельце небольшой чайной плантации, она вспоминать не любит. Да и брак родителей распался, когда девочке исполнилось всего два года, и она с матерью и старшим братом переехала из горного городка Шиллонг в родной город матери Айманам в штате Керала.

     Там её довольно властная и харизматичная мать Мэри Рой создала школу «Корпус Кристи» для девочек и стала знаменитой в стране правозащитницей и общественным деятелем. Известно, что Мэри Рой одержала уникальную победу в области по защите прав женщин. Благодаря её упорству в достижении цели, Верховный суд страны на законодательном уровне признал права женщин-христианок на наследство в штате Керала. Интересно, что подросшая Арундати старалась дистанцироваться от матери, говоря, что они с Мэри, как два государства, «обладающие ядерным оружием», и им надо быть очень осторожными в общении. Но именно от матери Рой унаследовала не только свой неукротимый бунтарский характер, но и умение смотреть на мир незашоренными глазами.


     Мэри и Арундати Рой

     Дорога от архитектуры до кинематографа

     До десяти лет Арундати получала домашнее образование, а затем не только училась в «Корпусе Кристи», но и помогала своей матери присматривать за ученицами. Подростковые годы она провела в школе-интернате в Южной Индии. Когда девушке исполнилось шестнадцать лет, она перебралась в Нью-Дели, где на первых порах ей пришлось весьма туго: ютилась в жестяной хибарке, собирала стеклянную тару, преподавала аэробику в отелях. Но вскоре положение улучшилось, и Арундати сумела поступить в архитектурный колледж. Что её побудило выбрать эту профессию, она до сих пор не может объяснить, ведь её уже тогда влекло желание изливать свои мысли на бумаге, а не проектировать и строить здания.

     В колледже она успела дважды выйти замуж. Первый брак с архитектором Жерардом да Кунья был коротким, а вот с режиссёром Прадипом Кришеном он официально продолжается с 1984 года и до сегодняшнего дня. И хотя они давно уже живут порознь, но Прадипа и его детей от первого брака Арундати по-прежнему считает своей семьёй. Своих детей Рой не желала категорически, потому что считала, что достаточно намучалась с ними в детстве, помогая матери в школе. «Я больше никогда не хотела бы видеть никаких детей», – говорит она. А в своём втором браке Рой обрела мужчину, который не пытался приковать ее к семейному очагу и принял её стремление к независимости.


     Кадр из фильма «Масси Сахиб»

     Респектабельность и благосостояние Арундати мало интересовали, но благодаря мужу она заинтересовалась кино. Рой сыграла несколько небольших ролей, в том числе деревенскую девушку Саилу в картине Кришена «Масси Сахиб» (1985 г.), заслужившем несколько международных наград. В 1989 году она получила Национальную премию за лучший полуавтобиографический сценарий для фильма «Злоключения Энни» (1989 г.) и сыграла в нём ключевую роль. На этом её карьера актрисы закончилась, и она увлеклась написанием сценариев для кино, телевидения и работой кинохудожника. Сценарные работы Рой получили прекрасные отклики за их витиеватую структуру и острый социальный подтекст.


     В фильме «Злоключения Энни»

     Позже, уже получившая мировое признание Арундати ещё не раз вернётся к этой работе (сериал «Дерево баньянов», 2002 г.). И если работа по созданию сценариев стала для Рой трамплином в литературное творчество, то критическая статья по нашумевшему фильму Шекхара Капура «Королева бандитов» наметила её путь политического и социального эссеиста. В статье Арундати обвиняла режиссера в нарушении прав реальной преступницы Деви, происходившей из низшей касты индийского общества, и в эксплуатации и искажении настоящей жизненной драмы без её согласия.


     Первое издание романа «The God of Small Things»

     Взлёт на литературный Олимп

     К написанию своего первого романа Рой приступила в 1992 году. В эту книгу Арундати вложила всю боль своего незащищённого детства в родной Керале. Лишённый жалости, разделённый на касты, крайне консервативный мир, высокомерие, лицемерие и  ханжество замкнутого круга индийских христиан, смешанное с индуизмом, исламом и марксизмом, – всё это стало фоном, на котором и развилась драма романа «Бог мелочей» («The God of Small Things»). Горькая судьба и жизнь красивой разведённой женщины Амму, вернувшейся в родительский дом с двойняшками Эстой и Рахелью, поразила читателей своим моральным напряжением и образной гибкостью. С тонкой иронией Рой сумела передать всю человеческую сущность во всей её жестокости, драматизме и одновременно романтичности. Книга получилась острая, как битое стекло. Успех роману принесло сочетание пленяющего индийского колорита с резким социально-политическим посылом.


     На вручении премии «Букер»

     Рукопись романа писатель Панкаджем Мишра отправил трём британским издательствам. Издателя Дэвида Годвина сюжет так потряс, что он лично прилетел в Индию, чтобы заключить с Рой договор и стать её первым агентом. В 1996 году сразу восемь издательств опубликовали книгу, а общая сумма за права на издание в 21 стране мира принесла автору полмиллиона фунтов стерлингов. Книга моментально получила статус современной классики. По мнению писателя Джона Апдайка, автор сумела создать свой уникальный, кристально прозрачный литературный язык, и её «амбициозный» роман указал «новый способ говорить о мире».

     «Бог мелочей», начав свой триумф со списка индийских бестселлеров, в 1997 году принес Арундати Рой престижную литературную премию «Букер», а затем занял четвёртое место в списке бестселлеров New York Times как произведение «невероятной нежности и невероятной мощи». На сайте Goodreads читатели назвали книгу Рой не только «лучшим романом 1990-х», но и «лучшим букеровским романом после “Детей полуночи” Салмана Рушди». Впрочем, не обошлось и без серьезной критики. Так, одна из судей «Букера» Кармен Каллил книгу назвала «отвратительной», The Guardian охарактеризовала результат конкурса как «глубоко удручающий», а в Индии автора обвинили в непристойности за её необузданное описание сексуальности.

     Как бы там ни было, «Бог мелочей» пробудил в читателях эмоции и желание дискуссии, а не в это ли заключается главное достоинство качественной литературы?

     Продолжение следует...


       А пока предлагаем вам послушать интервью Арундати Рой, посвящённое «Богу мелочей»: 



     И посмотреть интервью Арундати Рой и Салмана Рушди, посвящённое 50-летию независимости Индии:



 Автор материала и редактор: @catyk.

 С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                 01.02.2018


6
912.218 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (36)
Сортировать по:
Сначала старые