Академия. Психология призвания. Неделя первая. Речь.
Взяв для изучения этот курс, я преследовал несколько целей. Во первых, это участие в таком крутом проекте ГОЛОСа, начатом @ontofractal, во-вторых, желание проверить себя, технаря по образованию, в чисто гуманитарном курсе, и в-третьих, поразмышлять о своей жизни вообще и частных её проявлениях, таких как поведении в Интернете, на ГОЛОСе и т.д. и т.п. У меня есть какое-то смутное чувство, что у меня синдром отложенной жизни, я не живу полной жизнью сейчас, думая или мечтая, что буду это делать потом, но так ли это будет в будущем? Нужно ли непрерывно бежать вперёд по своей дороге, не обращая внимания на окружающих и происходящее вокруг?
Курс "Психология призвания" от Национального исследовательского Томского государственного университета, честно говоря, пока оставляет двоякое ощущение. Лекторами высказываются любопытные мысли, над которыми интересно подумать, но делается это хаотично, без определённой структуры, выводы даются без доказательств, а иногда информация перемежается абсолютно лженаучными высказываниями типа “излучение воды после прослушивания музыки”. Но человеку разумному любой материал даёт возможность для размышления, буду отделять зёрна от плевел и попытаюсь систематизировать информацию.
К тому же некоторые аспекты курса абсолютно актуальны для оценки событий, происходящих сейчас на ГОЛОСе.
Мой конспект - это 11 (одиннадцать) видеолекций, в которых авторы курса рассуждают на ту или иную тему и тестовое задание из пятнадцати вопросов в конце "недели" (пройдено мною успешно).
Томские психологи рассуждают о полноценности жизни человека, о её “настоящести”, о вовлечённости личности в свою судьбу.
Выделяется четыре основных момента, которые позволяют нам быть вовлечёнными:
И на первое место ставится наша речь, слово, язык, на котором говорит человек и его окружение. Именно "речь" стала темой первой недели курса “Психология призвания”
Наше творчество, деятельность - могут нести как созидательные последствия - мы изменяем окружающую действительность, создаём новые вещи, так и вред - в погоне за потреблением мы создаём кучи отходов, уничтожаем старое. Однако важно понимать нашу вовлечённость в деятельность. Если мы чересчур энергичны, гонимся за непрерывным созиданием и потреблением, то это может пойти не на пользу - изолированность, отчуждение от родных и т.д.
По мнению авторов, несоответствие слова и дела - вот главное, что создаёт основные жизненные проблемы человека.
Наша речь - это форма нашего присутствия в мире. Точка отсчёта, которая служит не просто для передачи информации, а для определения пространства и времени в потоке, связывающем прошлое, настоящее и будущее.
Кто не может говорить, кого не слушают, тот начинает болеть - психологически, социально и нравственно. Так же, как чистые вода, воздух и пища, человеку необходим чистый язык.
У нас есть много “языков” - во время досуга, игры, учёбы, развлечений и т.д. Но главное, что определяет благополучие человека - это время труда. В работе мы можем пользоваться двумя различными речевыми концепциями - это принуждение и призвание, по призванию человек сделает больше и лучше, поэтому по-возможности всегда следует руководствоваться именно призванием
При анализе влияния речи в первую очередь выделяют СЛОВО, оно может быть очень разным и от его выбора зависит наша жизнь, коммуникации с окружающим миром.
По мнению авторов, выбирая слова, не столько мы определяем пространство для речи, но и слова определяют нас. Как ребёнок при обучении навыку разговора выбирает слова и складывает их - и выбранные им слова начинают характеризовать его личность. Речь определяет говорящего, особенно хорошо это видно в искусстве каллиграфии, где стиль написания отдельных символов может много рассказать о рисующем их.
Нужно выбирать достойные, актуальные слова и избегать злословия.
У нас сейчас в жизни полное несоответствие слов с делом (примеры с потоками лжи из телевизора у всех на глазах), это приводит множество людей в состояние стресса, непонятно кому можно доверять, каким словам верить.
Мы теряем контроль над ситуацией, а недостаток контроля всегда приводит к насилию.
По мнению авторов, наша речь не является следствием нашего жизненного опыта, но на самом деле наоборот, наши речевые уродства и слабость языка определяют недуги физические, социальные и эмоциональные. Отсутствие настоящего живого языка порождает злость, тщеславие, фобии, и прочие дурные черты поведения. И даже летальный исход возможен вследствие отвратительной речи.
Призвание и принуждение - две основные языковые характеристики. Наша реальная жизнь невозможна без принуждения, но чем больше призвания, тем больше полнота, подлинность, достоверность жизни. Есть множество ситуаций выбора в нашей судьбе, где надо поступить по принуждению или по призванию, а иногда одновременно и по принуждению, и по призванию. Мы выбираем путь на таких развилках и отвечаем в будущем за последствия своего выбора.
Принуждения не должны быть безграничны, иначе это будет извращение, а не жизнь (хотя подобное зачастую социально мотивируется в нашем мире). Принуждение должно возвращать человека к призванию, наставлять его на истинный путь.
Авторы курса определяют два основных метода, или две концепции принуждения:
В наказании идёт посыл к тому, кто наказывается, точнее к его лучшей части, начать слушать чужие слова. Если наказывают морально, психологически, то как бы говорят: “если ты не умеешь слушать и разговаривать, то пока почувствуй”.
Наказание - это полезное и адекватное принуждение, призвание измениться к лучшему, научиться чему-то, привлечь внимание к недостаткам и поработать над ними.
Человек, не отвечающий призванию говорить и слушать, принуждается к чувству до тех пор, пока снова не будет способен говорить.
Многие рассуждают о необходимости прощения в любых ситуациях, но это не так. Виновных следует “казнить”, без “казни” человек не осознает и не проживет свою вину. Исторически казни имели вид изгнания. Это принуждение к изоляции и одновременно призыв всем остальным - к порядку, законности и подчинению правилам. Сегодняшний пример “казни” - это увольнение сотрудника или отчисление неуспевающего студента.
Есть те, кто себя казнит постоянно, а есть те, кто считает что всегда прав - их называют социопатами. Последствия их поведения зачастую негативны для многих.
Управление коллективом, компанией, ведение дел невозможны без “казней”. Журналисты казнят расследованиями; учителя, руководители и модераторы - это символические “палачи” нашего времени.
Смысл казни - переформатировать человека, вернуть его в жизнь по концепции призваний.
Наряду с наказанием, человека можно и призывать к лучшему, взывать к его совершенным чертам. По мнению томских учёных, такие призывы можно охарактеризовать как рассказ, наказ, “сказка”. Сказки призваны отражать наш мир, но не только, они могут ещё и сами улучшать его, показывать хорошие примеры коммуникации, выбора в той или иной жизненной ситуации.
Творческая активность отдельного человека — это и есть сказка. Творчество полезно любому из нас, потому что помогает улучшать всех, кто слушает эти “сказки”.
Отдельной лекцией первой недели стало управление, управление людьми в первую очередь.
Любое управление состоит их двух действий: позволять и приказывать. Психологический смысл приказаний в последовательности смены ролей - кто когда говорит и когда слушает(ся). Даже в школе учитель и сам говорит, и сам слушает. Хороший приказ призывает к разговору, принуждает к чувству, тот, кому приказывают, может вовлечься в сферу слов, может начать действовать по призванию, и потому его работа будет эффективна. Выбирая нужные слова и интонации, вкладывая смысл, мы можем “заставить” собеседника чувствовать слова, быть вместе с говорящим.
А в случае небрежного приказа, он станет наоборот - препятствием, издевательством и унижением, которое испортит всё дело.
Также в первой неделе были высказаны несколько небольших идей, дополняющих этот блок:
Чтение - это не просто парсинг информации, чтение - это вовлечённость в сферу описываемого автором.
Когда бессильны слова, на помощь может прийти музыка. Зачастую музыка помогает нам, даёт силы, надежду и позволяет соредоточиться, отстраниться, помедитировать. Интонации нашей речи тоже содержат гармонические составляющие, которые помогают нам при общении.
Что для меня было наиболее интересным и впечатляющим в данной неделе курса?
Безусловно, слушая эти лекции, я примерял сказанное на себя, замечал свои ошибки в общении с окружающими. Нужно больше призывать и меньше принуждать. Но одновременно я нашёл и поддержку своим действиям: наказания и “казни” необходимы, только они заставляют других работать над собой, прожить свои “преступления”. Хотя хаотичность и недосказанность, вкупе с изложением материала какими-то своими внутренними концепциями, несколько напрягают - это несомненно вызов для меня, привыкшего к логичным мануалам и учебникам.