Народные поверья. Овинник
Еще один дух, житель крестьянских дворов помощник, а зачастую и большой пакостник – овинник. В зависимости от местности именовался – гуменник, овинный дедушко, подовинушко, царь овинный, а в удмуртской традиции - обиньмурт.
Согласно древним поверьям должен оберегать овин (гумно) от пожаров и всяких напастей. Подобно всяким другим духам любитель оборачиваться в неправдоподобно огромного черного котищу с пылающими углем глазами. Хотя на Смоленщине в быличках сказывают, что принимает вид барана. А в Костроме верили, что может явиться людям в виде ожившего мертвеца.
Проживает непосредственно в овине, но любит шляться по двору и наведывается к баннику, с которым частенько меряется силушкой. Но в не заходит в избы, потому что в избе хозяйничает домовой, который всегда силушкой превосходит овинника.
По характеру овинный дедушко весьма непрост. Такое поверье пошло потому, что в овинах часто случались пожары, из -за того что для просушка зерна происходила при помощи открытого огня. Что являлось большой бедой для человека, так как оставляло семью без запасов и пропитания. Зачастую пожар с полыхающего овина мог перекинуться на жилье, что могло послужить причиной гибели и нескольких соседских дворов.
С00. «Овинник» Рисунок Ивана Билибина
Свирепый овинник строго следил за порядком на гумне. И расположение его к хозяевам дома зависело напрямую от того, как они соблюдали неписанные правила овинного дедушки. Строжайше запрещает овинный царь разводить в овине огонь в большие церковные праздники, но тем паче на Воздвижение и Покров. А более всего, следит, что бы, не топились гумна в особо ветреные дни. Нарушитель мог поплатиться за несоблюдение порядков своею жизнью.
Хотя пакостить по мелочам, да без причины, для овинника милое дело. И когда проказа удалась овинник шумно радуется, хохоча и лает собакой, на страх мужикам.
Что бы овинный дедушко не сердился и не пакостил, его крестьяне всячески задабривали. Верным средством было принести в положенный день на гумно выпечку и черного петуха. Птицу на входе обезглавливали, окропляя кровью углы и стены овина. А перед тем как затопить овин, старики непременно рекомендовали спросить у хозяина овина позволения. Довольный поведением хозяев овинный дедушко мог стать и надежным помощником: следить за зерном и снопами гонять мышей, помогать молотить зерно, следить, что бы чужая нечисть, не проникала на гумно.
В одном уезде, Новгородской губернии, ходила в народе быличка, о том, как овинник до первых петухов оборонял парубка от старухи-упырихи, напавшей на него, когда тот шел в сумерках мимо кладбища.
Быличка про овинника
В одном богатом селе, близ города Мурома, у зажиточного крестьянина на гумне жил злой презлой овинник. Часто разгуливал по селу, обернувшись черным котищей, все выведывал. Не раз вводил он крестьянина в большие убытки, своими проказами. Но мужик был упрямый, брал в руки топор и строил новый овин, потому что как ни крути, а зерно хранить надо.
Всякая домашняя нечисть, напарившись в бане, любит, перебравшись на гумно, поближе к теплу, уже за полночь, рассказывать друг другу побасенки. И, случалось, спрашивали у овинника, почто он к людям такой лютый. На что тот, помолчав отвечал, что в незапамятные времена, был он человеком. И жил тут неподалеку, но за доброту свою прослыл в народе дураком. Люди часто посмеивались и издевались над ним. Вот он с горя и согласился после смерти стать овинником. Что бы отыграться за все обиды.
Продолжение следует…
С уважением @kupava
[author=kupava]