Россию захватила анархия
Гражданская война затронула все слои общества без исключения. В то время как военные и гражданские чины вступали в противостояние между собой ради получения верховной власти в России, страна погружалась в хаос. Исчезли все формы власти: солдаты дезертировали с поля боя, убивали офицеров; крестьяне жгли и грабили усадьбы землевладельцев; рабочие захватывали заводы, требуя немедленного установления рабочего контроля.
Линчевание армейского комиссара Фёдора Линде, члена Петроградского совета, одного из героев Февральской революции (он потеснил Преображенский полк, выступив на стороне манифестантов 27 февраля), пришедшего к взбунтовавшимся солдатам 443-го пехотного полка с призывом вернуться в боевой строй, стало показательным примером быстро развивающейся деградации армии летом 1917. В период, когда немцы начали наступление (21 августа была взята Рига), среди солдат все больше распространялись бунты и дезертирство. Сотни офицеров, заподозренных в «контрреволюции», были схвачены и обезоружены солдатами, многие были убиты. В августе количество дезертиров достигло апогея — несколько десятков тысяч за один день! В головах солдат была лишь одна мысль: вернуться домой, чтобы не пропустить дележку земли и имущества крупных помещиков. Банды дезертиров сеяли ужас в маленьких городах и поселках, грабя магазины и терроризируя мирных жителей.
Да, война развращает людей. Причина этого, надо полагать, кроется в самой природе человека. Неконтролируемый страх заставляет делать то, что считается недопустимым ни
при каких условиях, а отсутствие централизованного управления снимает моральные запреты. В этом случае отягчающим обстоятельством послужило то, что война велась против своих сограждан.
В. Р. Дольник (доктор биологических наук) в своей книге «Непослушное дитя биосферы» писал, что у животных, имеющих от природы сильное оружие (яд у змей или когти и зубы у львов) есть врожденная мораль, запрещающая применять его против своих сородичей. В схватке между собой две кобры не станут кусать друг друга и выпускать яд, потому что им это запрещает инстинкт. У человека нет мощного природного оружия, но есть искусственно созданное. Его использование не может регулироваться природой, поэтому люди всегда сами несут ответственность за свои войны. Означает ли это, что война против своих является ярким свидетельством того, что нравственность общества достигла критической точки? Или, может быть, это испытание, через которое народ приходит к новым возможностям?