Верхотурские воеводы . Князь Вяземский ч. 3 "Утром мажу бутерброд - сразу мысль: а как народ?"
Нынешнее российское руководство всех уровней на словах шибко печётся о населении страны (простите, но я не могу называть«народом» стадо, безропотно позволяющее кучке аферистов бессовестно стричь его уже 18 лет плюс , как минимум, ещё ближайшие 6 лет . Заявленная забота о народосбережении никак не вяжется с реальными делами правительства. Фраза премьера , адресованная крымчанам (спорить о том, насколько они "россияне" сейчас не буду), стала крылатой: «Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья». Из той же оперы мысли кремлевских мудрецов по поводу ситуации в «глубинке», где после закрытия градообразующих предприятий в принципе нет работы. Повторяться не буду, желающие могут прочесть ЗДЕСЬ.
Я уже писал, что мой цикл о Верхотурье имеет сугубо источниковедческий и историографический характер и устраивать политические дебаты в нём я не намерен. Но , изучая страницы прошлого, поневоле проводишь параллели с современностью
Итак, вернемся в век шестнадцатый.
Освоению края и пополнению хлебных запасов центральная власть уделяла особое внимание, составляя наказы для воевод.
10 сентября 1599 года князю Вяземскому и голове Салманову указывалось оказывать помощь в расселении 50 семьям пашенных людей и 50 семьям лаишевских и тетюшских полоняников, следующих из Казани в Сибирь. Из грамоты неясно — 50 семей пленных татар или освобождённых из татарского рабства русских. Скорее, второе. Вряд ли татары осели бы пахать землю.
Предметы крестьянского быта. Из экспозиции Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника
Переселенцам выдали «подможные» деньги, на которые они должны были покупать скот и обзаводиться хозяйством. Однако воеводе и голове предписывалось: «А денги бы есте их подможные держали в нашей казне, а им пашенным людям не давали, для того, чтоб они за посмех не истеряли. А буде им что доведетца купить и вы б им на покупку денег давали, да что кому денег дадите, и вы 6 на них потому и покупки пытали».
Вяземский и Салманов должны были снабдить переселенцев хлебом. «А покаместа пашенные себе дворы поставят, и вы 6 до тех мест дали им дворы, где стояти, где будет доветца и береженье бы есте к пашенным людям держали великое, чтоб их никто не обидел, да и того приказали беречи накрепко, чтоб ис тех ис пашенных людей никаков человек с Верхотурья не збежал».
Люди, товары, продовольствие, оружие — все это шло потоком в Сибирь через Верхотурье. Заботилось государство и о духовной жизни сибирских городов и острогов. «По нашему указу велено послати от Соли от Камские к вам, на Верхотурье... церковное строение, образы и книги и сосуды церковные, и колокола, и ризы поповские...». Воевода должен был отправить полученное по описи в Пелым, Тюмень, Тобольск.
Желала Москва знать и о количестве проживающих в Верхотурье людей, как местных, так и приезжих, а также кто из них чем занимается. Князю Вяземскому и голове Салманову указывалось: «И вы 6 велели переписать на Верхотурье в городе и в остроге детей боярских, и стрелецкие, и казаки, и пушкарские, и торговых и пашенных и всяких тутошних и приезжих людей дворы, и во дворех людей по имяном, и что у кого людей его и братьи, и племянников, и суседов, и захребетников, и гулящих людей, и хто откуды пришол, и чем хто промышляет, и что на Верхотурье сослано всяких опальных людей, и хто в чем сослан, и в котором году, и чем хто живет».
Все собранные сведения указывалось направлять в Москву.
Князь И. М. Вяземский до конца своего воеводства не досидел — в июле 1600 года он скончался. Его сын Афанасий, состоя на службе, не мог самостоятельно уехать с Верхотурья и обратился в Москву с просьбой «велети его с нашей службы с Верхотурья отпустить и тело ему отца своего вывести ».
До конца воеводского срока голова Салманов единолично управлял городом до прибытия сюда весной 1601 года нового воеводы князя Матвея Даниловича Львова и городского головы Угрюма Новосильцева.
Свадебный обряд в залах Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника . В костюме Верхотурского воеводы директор музея Н.Н. Новиченков
Библиография ЗДЕСЬ
Статьи данного цикла можно прочесть в теге "Верхотурье"
фото с сайта музея http://vgiamz.ru/