Коррупция - история и природа явления
(время чтения 9 минут)
Давайте немного поговорим об этом древнем, как сам мир, явлении.
Само слово коррупция, конечно же, не славянского происхождения, оно пришло к нам из латыни.
Сorruptio — «подкуп, продажность, порча, разложение, растление» данным термином обозначается злоупотребление неким должностным лицом своих полномочий, прав и служебного авторитета, с целью личного обогащения, путем решения внеплановых задач от заинтересованных лиц, часто противоречащих законодательству и моральным принципам.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.
Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (мзды), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором является риск разоблачения и наказания.
Хотя, в мафиозных государствах, риск разоблачения и наказания не является риском, т.к. все прекрасно знают, что следователи и судьи так же коррумпированы и в случае чего, можно будет легко откупиться.
Главное делись вовремя, тогда и Фемида будет слепа, к твоим действиям.
Системный характер коррупции проявляется в её принудительном характере. Те, кто работает в государственных организациях, попросту вынуждены включаться в работу этой машины: нижние чины получают план и собирают взятки, а далее, делятся с верхними чинами для сохранения собственной должности.
История коррупции
Исторические корни коррупции уходят в глубокую древность, когда возникли обычаи делать подарки, чтобы добиться расположения жреца или вождя. Чем дороже подарок, тем более он выделял человека среди иных просителей, чем способствовал удовлетворению его прошения быстрее других.
По мере усложнения аппарата власти, стали появляться должностные лица, т.н. "профессиональные чиновники", которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только своим назначенным жалованием. Однако, соблазны для личного обогащения у должностного лица велики, а силы, чтобы противиться этому, слишком малы, в результате чего, во все времена, чиновники стремились к тайному увеличению своего благосостояния.
Шумерский царь Уруинимгина, чье имя переводится как «Города уста истинные», пришел к власти путем народного восстания и свержения Лугальанды, т.к. злоупотребления и коррумпированность чиновников Лугальанды, уже долгое время вызывали широкое недовольство земледельцев-общинников, ремесленников, жрецов и воинов.
Реформа Уруинимгины — древнейшее в мире известное законодательство. В ходе этой реформы было многое, но наиболее существенным, являются следующие пункты:
- защита имущества, скота, жены и земли граждан, приглянувшихся тому или иному знатному лицу;
- запрет ростовщичества;
- запрет обмана при взымании податей (малограмотных людей, мытарям и чиновникам было легко вводить в заблуждение).
Уруинимгина был царем города-государства Лагаш во второй половине XXIV века до н. э., и был он ярым борцом с коррупцией. Несмотря на частые, жестокие и показательные наказания чиновников за коррупцию, к желаемым результатам это не приводило, а коррупция продолжала иметь массовый характер, особенно на нижних уровнях вертикали власти. И несмотря на то, что борьбу с коррупцией Уруинимгина не прекращал, его оптимизм в этой борьбе постепенно угасал.
В IV веке до н. э., Каутилья, министр Бхараты (Индия), опубликовал трактат «Артха-шастра» с обсуждением коррупции, где он сделал пессимистичный вывод «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
В Египте были те же проблемы, где огромный бюрократический аппарат чиновников, позволял себе творить беззаконие и произвол в отношении свободных крестьян, ремесленников и даже военной знати. А некий Итахотел, который вероятно был "авторитетным" чиновником, давал наставления юным мздоимцам, одно из которых дошло до нас: «Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, твое жалованье будет в исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко жить, когда он благоволит».
При том, что во всех религиях коррупция была порицаема, а священные книги были основным сводом законов, на чиновников видимо это не оказывало особого влияния.
«…начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело…»; «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8, см. также Втор. 16:19)
«Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188)
Данте, в своей "Божественной комедии" поместил мздоимцев в предпоследний, восьмой круг, в пятый ров.
18. Так, силой не огня, но божьих рук,
Кипела подо мной смола густая,
На скосы налипавшая вокруг.
19 Я видел лишь ее, что в ней - не зная,
Когда она вздымала пузыри,
То пучась вся, то плотно оседая.
22 Я силился увидеть, что внутри,
Как вдруг мой вождь меня рукой хранящей
Привлек к себе, сказав: "Смотри, смотри!"
25 Оборотясь, как тот, кто от грозящей
Ему беды отвесть не может глаз,
И обессилен робостью томящей,
28 И убегает и глядит зараз, -
Я увидал, как некий дьявол черный
Вверх по крутой тропе бежит на нас.
31 О, что за облик он имел злотворный!
И до чего казался мне жесток,
Раскинув крылья и в ступнях проворный!
34 Он грешника накинул, как мешок,
На острое плечо и мчал на скалы,
Держа его за сухожилья ног.
37 Взбежав на мост, сказал: "Эй, Загребалы,
Святая Дзита шлет вам старшину!
Кунайте! Выбор в городе немалый,
40 Я к ним еще разочек загляну.
Там лишь Бонтуро не живет на взятки,
Там "нет" на "да" меняют за казну".
Гюстав Дюре Inferno - 8 круг- из иллюстраций к Божественной комедии Данте
В древнеримских законах термин «corrumpere» начинает использоваться в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью».
«Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении (для разбирательства дела), и были уличены в том, что приняли денежную мзду по этому делу?»
Никколо Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью, чахоткой - "Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить уже трудно."
В Московском государстве XVI—XVII вв. существовал запрет только на посулы — взятки судьям.
Все иные «государевы люди» на местах (равно как и белое духовенство) не получали жалования и кормились только за счёт того, что им приносили челобитники (в случае духовенства — паства).
Пётр I пытался вести войну с взяточниками, но без особого успеха. Однако уже в 1726 году, из-за отсутствия в казне денег, Екатерина I постановила, что жалование отныне будет выплачиваться только министрам, а «приказным людям не давать, а довольствоваться им от дела по прежнему обыкновению от челобитчиков, кто что даст по своей воле, понеже и наперёд того им жалованья не бывало, а пропитание и без жалованья имели» тем самым закрепив коррупцию на государственном уровне, как должное.
Новые попытки борьбы с взяточничеством возобновилась только спустя столетие — при Николае I.
В законодательстве Российской империи XIX века взяточничество различалось по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»). Наказание за последнее было существенно более суровым.
Также, взятки были узаконены в большинстве стран Востока. Например, в Османской империи они просто облагались особым налогом.
Прорывным этапом для эволюции коррупции стал капитализм с развитием крупного частного бизнеса, который, в конкурентной борьбе, стал прибегать к "скупке государства" - это уже были не просто эпизодические подкупы чиновников, это стало прямым подчинением деятельности политиков и высших чиновников для защиты интересов капитала.
Факты о коррупции в современной России.
По подсчётам специалистов, сегодня в России взяток берут на $300 млрд в год. А по утверждению бывшего депутата К. Борового, откаты в строительном бизнесе по подрядам Министерства обороны, во время Первой Чеченской войны, доходили до 80 % от суммы договора.
Согласно социсследованию Института социологии РАН, 45 % респондентов в качестве слагаемых личностного успеха особо отметили умение «давать взятки».
Согласно индексу взяткодателей (ИВ) Россия с 2002 года находится кругу "лидеров", разделяя пьедестал с Китаем и Мексикой, при том упорно старается держать первенство, в то время, как тот же Китай, старается "сдать" позиции.
Индекс ИВ публикуется неправительственной организацией «Transparency International» с 1999 года.
Выводы
- Крупный частный бизнес, без должной регуляции со стороны государства и при его пособничестве, будет создавать коррупцию в громадных масштабах.
- Кредитная система, которую правильно называть "ростовщичество" всегда будет создавать инфляцию и дефицит денежных средств, что в итоге будет рождать в людях страх нехватки денег в будущем.
- Коррупция, со стороны чиновника, это попытка обезопасить себя финансово и обеспечить себя и детей деньгами на будущее, в свете того, что государственное регулирование не оправдывает себя десятилетиями, его мотивы вполне можно понять (не оправдать, а только понять его мотивы).
- Коррупция, со стороны крупного бизнеса, это возможность решения различных задач, в мире, где время выигранное у конкурентов стоит значительно дороже, чем взятка за эту фору. Что касается гос.контрактов с откатами, выкуп гос.резервов и т.п. схемы, то об этом я даже не хожу начинать говорить, кто понимает о чем речь, тому это не нужно, а кто не понимает, тому я не смогу объяснить.
В любом случае, коррупция со стороны бизнеса, это ответственность государства - это оно создает условия, которыми бизнес "с удовольствием" пользуется, потому что для бизнеса "деньги не пахнут". - Моральная сторона. Здесь на лицо одобрение большинством окружающих. Люди "уважают" человека "со связями" - не особо задаваясь вопросом о том, что это за связи. Девушкам важнее сколько у парня денег, чем то, как он их заработал. В обществе, где ценится быстрое решение вопросов, не зависимо от морально-этических норм, быстрее будут продвигаться те, кто кто потом будет плевать сверху на тех, кто его туда двигал. Но об этом, как-будто, никто не думает. Человек сам готов давать взятки врачам, полиции, учителям, тете в ЖЭКе, дяде в исполкоме и т.д. и т.п. - ответственность на минимуме, а хотелки на максимуме.
- Ну и последнее. Государство, это общество, а общество, это мы. Каждый из нас и есть частичка государства. Функционирование государства отражает наши морально-этические нормы и ценности, и никак иначе.
Именно поэтому, есть выражения что "Каждый народ имеет того правителя, которого заслуживает" и "Вся власть от Бога".
Начать нужно с себя. Не давать взятки. Демонстрировать свое неодобрение к коррупции, и не иметь дел с людьми, которые склонны к "решалову", при этом озвучивать и, при необходимости, объяснять свою позицию. Требовать исполнения обязанностей от должностных лиц. Привлекать общественность, СМИ и полицию, если нужно (и не стесняться). Откликаться на призывы других людей, если им требуется ваша помощь, уделите внимание их проблеме. Чиновники смелые когда гражданин сам по себе, они привыкли что никто, никому не нужен - но у них начинается паника, когда они видят, что люди объединяются.
Хотите жить в правовом государстве - делайте его своими руками и своими требованиями, декларируйте свою позицию. Будет не просто! Но, куда проще сказать "это бесполезно", засунуть свой хобот подмышку и пойти по своим делишками бренным, как делали несколько предыдущих поколений.
Рубить ветви древа несущего токсичные плоды глупо, пока его корни имеют источник питания. Нужно осушить источник, и тогда оно само засохнет.
Благодарю за внимание! С уважением и наилучшими пожеланиями @brainmechanic предприниматель, философ и независимый исследователь в увлекательной области "мироздание и человек"
Подписывайтесь на мой блог @brainmechanic узнаете много интересного и полезного
Консультации по скайпу
- понимание себя
- преодоление жизненных трудностей
- профессиональное выгорание
- личностный рост и саморазвитие
- определение персональных целей (чего я хочу достичь)
- понимание своих истинных желаний
- выбор своей ниши
- формирование собственной системы ценностей
- построение качественных взаимоотношений
Скайп veresov.alexey@gmail.com
Телеграм @verelex