Белокурихинские бастионы 1. Легенда северных гор
Очень многие века, северный фас Белокурихинского треугольника Гор отпугивал зашедших со стороны степей народности. Согласно выводам археологов, пусть и скупо, но все таки работавших в советские времена на данной местности, признаков пребывания в северной части алтайского среднегорья тюркских племен не найдено. С начала XIX века, когда произошло современное заселение этих территорий, сюда начали стекаться уходящие от преследования РПЦ старообрядческие семьи и общины, принося с собой и культуру, и названия. Граница гор, представляла собой и границу Российской империи и так называемую в то время "линию фронта".
По рассказам самого Верховного Зайсана Республики Алтай, Чеконова Валентина Агафоновича, алтайских народностей в Белокурихинском горном треугольники не было. Это были таинственные лесистые горы и вхождение на них было под запретом. Никто не знал, что за люди и люди ли, обитают в горах, но легенды и рассказы о сигнальных кострах на северных горных вершинах не просто дошли до наших дней, но и периодически продолжают зажигаться в ночи до сих пор.
Мы лично знакомы с Валентином Агафоновичем и вместе поднимались на северо-восточную вершину Белокурихи. Современное название Проходная грива, горный хребет заканчивающийся двумя 800 метровыми макушками. Такое название получила благодаря одному их ответвлений Чуйского пути, который, в отличии от так называемого Чуйского тракта, построенном костями бесчисленных заключенных совсем недавно, в 30-40ые годы прошлого века, проходил через Чергинский хребет. Белокурихинский проход еще называли цыганским. Наверное первым из "русских" по нему прошел товарищ Рерих Николай Константинович. А старожилы Белокурихи помнят, как цыгане прогоняли через этот "тайный проход" огромные стада сельскохозяйственной скотины, якобы из Монголии, но точно в сторону Бийска.
Так вот, старейшина (Зайсан) Горного Алтая поведал и пояснил смысл и истоки происхождения легенды о Сартакпае, сегодняшней экскурсионной небылицы, о которую приходится запинаться экскурсоводам в связи с открытием новых маршрутов по Сухой Гриве в районе Белокурихи-2.
Один нелепый цыган, Артем Игнатенко, видимо вместе с редкой скотиной, отставший от общего табуна, и внезапно для себя оказавшийся в роли "белого шамана", будучи даже писателем, и по недоразумению краевого руководства, удостоенный премии самого Шукшина Василия Макаровича. Автор полтора самоизданных для летней, сезонной продажи книг, перевравший перевранный до него комсомольцами, алтайский эпос, постановил, что Сартакпай, будучи великаном, "шел выше гор, уставая скидывал с себя доспехи, превращающиеся в каменные пояса и стены"...
Присев с Верховным зайсаном на "каменное кресло Сартакпая", которое как раз и находится под "каменным редутом" на подъеме к вершине горы Тюсей (Проходная), мне и было поведано об истинном размере великана и его роли в истории алтайцев. Так наш великан по мнению алтайского старейшины, узнавший о нем от своей бабушки, а та в свою очередь от своей, ростом был в два с половиной раза выше богатырей народа Тюсь, то есть около 3,5-4 метров, и был он белой расы. И при нем был некий Белый Шаман, быстро перепрыгивающий меж гор и зажигающий священные костры.
Роль костров была в том, что они позволяли во мраке видеть силы Зла, двигающиеся с Юга на Север.
Кстати во многих легендах мира, и в арийско-славянском эпосе, силы Зла всегда движутся с Юга.
А я продолжу это повествование в следующем посте.