"Кококо". Главный навык, который интеллигенция должна позаимствовать у народа
Третий фильм Дуни Смирновой-сценариста радует не только продакт-плейсментом, вываленным на зрителя в первые минуты фильма (почти без перерыва ни с того ни с сего похвалили Мастеркард, Сапсан и Вестерн Юнион). Но еще и тем, что Дуня Смирнова-сценарист взяла себе в соавторы Анну Пармас. Вероятно, Анне мы и должны высказать благодарность за действие, которое почти не провисает на протяжении всего фильма; за неожиданную кульминацию и не вполне тривиальную развязку; и даже за какой-никакой саспенс, который нарастает с развитием характера главной героини.
Сама Смирнова утверждает, что финал был создан совместными усилиями на стадии монтажа, но кто же нам скажет правду (если брать во внимание то, что и "Связь", и "Два дня" много обещают в самом начале, но завязки так и не дают плодов-развязок; Смирнова - мастер мизансцены, но связывать эпизоды драматургически раньше у нее получалось так себе).
Если вы охотно самоидентифицируетесь с главной героиней, то на протяжении фильма смешно вам не будет - а будет стыдно и неловко: вы будете сопереживать героине Анны Михалковой и переживать за Дуню Смирнову - если вам хочется, чтобы режиссер, которому вы симпатизируете, не потерпел поражения.
А в конце грустный, да и по сути - трагичный фильм, взорвется буффонадой и гротеском. Вероятно, авторы не видели пути иначе преодолеть безвыходность и нерешаемость заявленной проблемы: противостояния и единства "интеллигенции" и "народа". Как иначе? Буффонада, гротеск и комедия - спасение не только для безнадежных сценариев. Буффонада - универсальный рецепт на все случаи жизни. Начинаешь смеяться - и мгновенно переосмысливаешь только что увиденный фильм. Елки-палки, так это ж была комедия! А мы-то нюни распустили!.. Это же смешное все, только смеха и стоящее: бывшая свекровь, которая выкручивает розетки; бывший муж, который насмехается над небритыми ногами; подружка, которая спит со всеми твоими любовниками по очереди; гуманитарные и экзистенциальные проблемы, высосанные из пальца... Если в высоком трагическом ключе разрешить фабулу не получается, приходится снижать жанр.
Но в чем же развитие характера героини проявляется ярче всего? - она научилась противостоять тем, кто на улице схватит ее за жопу. Вероятно, каждая женщина, имеющая означенную часть тела, попадала в подобную ситуацию. Умение дать в морду тому, кто хватает тебя на улице за жопу, - это главный навык, который интеллигенция должна позаимствовать у народа.
"Кококо", фильм. Премьера: 2012 г.
Режиссер: Авдотья Смирнова
Сценарий: Авдотья Смирнова
Композитор: Сергей Шнуров
Оператор: Максим Осадчий
Номинации: Премия «Ника» за лучшую женскую роль, Премия «Ника» за лучший игровой фильм