СИНЕМАТОГРАФ. Обзор фильма «Гоголь. Вий»
Кино! Оно переносит нас в другие миры, заставляет иначе чувствовать, меняет нашу точку зрения на некоторые вещи. Мы часто делимся друг с другом впечатлениями после просмотра того или иного фильма, не замечая, что кино уже в нас - и останется там навсегда...
Наша рубрика расскажет вам не только о новинках киноиндустрии, но и о том, как делается кино, о базовых и второстепенных вещах, которыми живет кинематограф.
Начать, пожалуй, нужно с того, что «Гоголь. Вий» это не полнометражный фильм, а две серии сериала, соединенные воедино. Впрочем, то же самое было и с «Гоголь. Начало». Это заметно невооруженным взглядом, так как события «Вия» начинают развиваться сразу же после того, как закончились события «Начала». Это не то же самое, когда выходит вторая часть какого-нибудь фильма и она рассказывает о чем-то новом. Здесь один сюжет растянут на три части, но если вы немного в теме всего происходящего на съемочной площадке "Гоголя", то данный факт не будет для вас чем-то новым. Если коротко, то создатели решили показать мини-сериал в кинотеатрах, и это отличный ход с точки зрения извлечения прибыли. Однако по отношению к зрителям это такое себе занятие и к этому мы ещё вернёмся.
Сюжетно вторая часть разделена на две главы, где впервые затрагиваются темы заколдованного места из одноименной повести. Здесь Гоголь постепенно расследует очередное убийство, также пытается научиться использовать способности своей темной стороны. Вторая глава называется «Вий», и она, как вы уже догадались, рассказывает именно о событиях оригинальной повести. Так как весь мини-сериал снят лишь по мотивам творчества Николая Васильевича, то большинство персонажей тут имеют немного другие образы, а сюжетные линии перевернуты с ног на голову. Если говорить в общем о второй части «Гоголя», то она получилась в разы лучше «Начала». Хотя при этом обладает такими минусами, что можно кинуть эту ленту в топку и сжечь так же, как когда-то сам Гоголь сжег «Мертвые души».
Например, сам формат. Да, к этому можно привыкнуть, создателей можно понять, но в любом случае это как-то неправильно. Фильм в буквально обрывается без нормального логического завершения. Это то же самое, как если бы в первом «Властелине колец» фильм прервался на моменте, где Фродо и Сэм оказались в лодке, а зрители ждали бы слов - «конец первого фильма».
Это влияет и на структуру ленты. Ведь здесь нет полноценных элементов, вроде экспозиции, завязки, кульминации, развязки. Конечно, иногда какие-то из этих элементов могут отсутствовать, но в «Гоголе» их аж несколько. И все это из-за того, что каждая отдельная глава является самостоятельным фильмом, точнее, серией. В общем, возьмите ваш любимый сериал, склейте две серии - это будет фильм, в понимании создателей «Гоголя». Весь этот расклад влияет на саму историю.
В «Гоголь. Начало» нам представили главным злодеем некоего всадника, но затем история лишь изредка возвращается к нему, концентрируясь совершенно на других событиях. Здесь эта тенденция продолжается. Отсюда следует, что борьба с всадником является лишь связующим элементом всех мини-историй. Зрителю не дается никаких ответов на вопросы: кто он такой и каковы мотивы его действий? Вместо этого фильм порождает несколько других вопросов, лишь изредка предоставляя ответы. Если вы будете ждать от «Вия» объяснения того, что же случилось с Гуро, то вы ничего не дождетесь.
Ещё один минус кроется в названии, ведь если фильм называется «Вий» - именно об этом должна быть вся история, но, так как это мини-сериал, то для «Вия» оставили лишь 45 минут. Следовательно, новый «Гоголь» лишь наполовину «Вий». Все трейлеры могли ввести зрителей в заблуждение.
Что касается самой истории, то фильм сильно накаляет здесь градус эпичности, но в итоге получился какой-то вялый недофильм. Серьезно, все было снято мощно, красиво, интригующе. Но «Вий» 1967 года пугает в разы сильнее, и это все, что нужно знать о новой версии. Вышло зрелищно, технологично, но не атмосферно. Для многих это будет большущим сливом, так как люди, скорее всего, будут ждать именно сцены в церкви, надеясь увидеть что-то покруче, чем в советских фильмах, но передайте - им придется подождать полтора часа и в конце знатно разочароваться.
Из других минусов стоит отметить скудную игру большинства актеров, не входящих в первый эшелон. Со звуком так и не смогли разобраться, ибо удары кузнеца могут уничтожить ваши барабанные перепонки, а вот разговоры героев, которые больше похожи на бормотание, иногда разобрать вообще не получается. А есть ли тут что-то хорошее? Конечно, есть, и этот факт действительно радует!
Если забыть о том, что это чертов сериал в кино, то снято это все очень бодро. Теперь здесь нет живой камеры на каждом углу. Если идет экшен-сцена, то можно разглядеть все, что в ней происходит, как будто создатели внезапно стали поклонниками Джона Уика, а также видно, что создатели поработали над спецэффектами. Точнее, доработали их. Ведь в «Гоголь. Начало это было унылое зрелище, а тут прилично так отполировали.
Итак, если вы смотрели первого «Гоголя» и у вас не было приступов тошноты, то сходить на продолжение определенно стоит. Главное, не ждите исключительно сюжета про Вия и ведьм. Но если вы относитесь к числу возмущённых тем, что сделали с наследием великого писателя и действительно негодуете от этого, то идти на продолжение ни в коем случае не нужно.