Счастливое 8-битное детство
Православные сегодня отмечают Красную Горку (к слову - с праздником), а для продвинутых компьютерных гиков, 23 апреля является еще и днем рождения культового компьютера ZX Spectrum, которому в этом году исполнилось 35 лет. И который в свое время для меня стал настоящим открытием...
Мои родственники в начале 80-х трудились в сфере советских информационных технологий и благодаря им первый компьютер у меня появился на мой 8-ой день рождения и это было нечто под названием РК-86. С умилением вспоминаю свои первые компьютерные игры и первые практики с программированием на Бейсике, а тот восторг, когда пара строчек самостоятельно написанного кода заставляли меняться круг и квадрат местами на экране - стал настоящим эзотерическим опытом.
Спустя пару лет моего громоздкого отечественного монстра сменил zx spectrum, у которого в отличии от отечественного предшественника была цветная графика и более того - существовала масса игр, за которыми я провел столько времени, что самому становится немного не по себе, и иногда мне кажется, что именно благодаря раннему знакомству с этой вселенной я стал тем, кто я есть сейчас и на мои предпочтения старые видео-игры оказали максимум влияния.
Раз уж упомянул эзотерику программирования, то процесс загрузки игры, естественно, стал настоящим ритуалом - перемотать кассету на нужную отметку, набрать заветное LOAD"" услышать первое продолжительно бли-и-ип и в течение 3-5 минут слушать адский цифровой шум из магнитофона. Это создавало предвкушение и главным правилом было одно- если игра долго грузится, значит в ней очень много уровней и графика в ней на самом высоком уровне. Исключений из него не было и каждый раз, после школы и перед обязательным "домашним заданием" был двух-трех часовой сеанс игр, забыть которые память не позволяет.
Одними из любимых были аркадные-платформеры и конечно главным хитом был Dizzy, созданный близнецами Оливер. Я последовательно прошел от начала до конца все игры про это яйцо в боксерских перчатках и недавно узнал, что у этих игр было продолжение, которое недавно увидело свет и доступно для игры прямо из браузера.
Другим не менее увлекательным развлечением были гоночные аркады, лучшей из которых была Chase HQ. Вполне вероятно, что за все время я намотал на ней более чем сотню тысяч километров.
Настоящим откровением в начале 90-х стал стратегический хит Nether Earth. В игре вам давался завод на котором вы могли создавать своих гигантских роботов, в чьи задачи входил захват территорий и битвы с роботами пришельцев. Казалось-бы - немного составных частей - шасси, оружие, дополнительные примочки, но эта творческая свобода давала огромный выбор и каждый раунд можно было сыграть по-разному. Это опьяняло, а изометрический вид делал ее еще более футуристичной и порой сеансы затягивались не на час-два, а вполне могли завершиться 6-часовой сессией (и то из-за недовольных родителей, которым нужен был телевизор).
Так как в юные годы меня и большинство моих друзей увлекала космическая фантастика, я очень неровно дышал к космическим "стрелялкам". Чаще всего это был R-Type. Простая на первый взгляд игра, которая запросто могла затянуть на два-три часа и потом взять и продолжится во сне.
Все-таки умели игроделы того времени создавать нечто настолько затягивающее, что даже не проводя время с массивным джойстиком у экрана мы во дворе с друзьями обсуждали места из игры, в которых нужно было поступить так или иначе. Кстати, с появлением Спектрума на игровые сеансы ко мне наведывались одногодки со всего квартала и со временем многие из них обзавелись собственными Спектрумами и мы бегали обмениваться кассетами с играми. Совершенно сумасшедшее время, которое я бы не отказался пережить заново и посмотреть на друзей некоторые из которых в последствии стали криминальными авторитетами, уважаемыми адвокатами, владельцами магазинов или безвестно пропали в начале нового века...
Признаюсь, меня радует то что я застал эту эпоху и не представляю во что вырастет нынешняя детвора, играющая в "Танки" или увлеченная приложениями и соцсетями. Наверняка у них будет своя собственная культура, которая тоже со временем приобретет приставку "ретро" и не сомневаюсь в том, что когда нибудь, сейчас 10 летний, Мишка или Андрюшка вспомнит об этом и расскажет своим подписчикам...
Или выложит свои мысли в гиперпространственную нейросеть или же наоборот этот рассказ ему придется рисовать мелком на скале...понятия не имею что будет популярно через двадцать-тридцать лет, но в каком-то смысле история повторится, а новое поколение оценит "игры динозавров" и придумает что-то новое )