Вторая симфония Малера
«Если бы Вы знали, какой «тернистый путь» выпал на долю мне — сочинителю; если бы видели все эти отказы, разочарования, даже унижения, непрерывно повторяющиеся вот уже десять лет, когда мне приходилось запирать в письменный стол произведение за произведением по мере того, как они возникали, когда я, если мне вопреки всем препятствиям удавалось поделиться ими, наталкивался на одно только непонимание, — тогда Вы могли бы вполне измерить глубину моей благодарности», — писал в 1895 г. композитор Густав Малер музыкальному критику Оскару Эйхбергу, одному из немногих, кто положительно отозвался о его второй симфонии.
Густав Малер (Gustav Mahler), 1893 г.
В период написания симфонии Малер работал в Гамбурге в должности первого капельмейстера (дирижера и руководителя оркестра) Городского театра. В 1891 г. Гамбург посетил П.И. Чайковский, где участвовал в постановке оперы «Евгений Онегин». В письме племяннику Владимиру Давыдову он писал: «Здесь капельмейстер не какой-нибудь средней руки, а просто гениальный и сгорающий желанием дирижировать на первом представлении».
Городской театр Гамбурга. 1891-1893 гг.
Создание второй симфонии заняло в общей сложности 6 лет, с 1888 по 1894 гг. Первой частью стала уже написанная симфоническая поэма «Тризна» (“Totenfeier”). Как и первая, вторая и третья части симфонии — чисто инструментальные. Четвертая часть — песня на стихи из сборника народной немецкой поэзии «Волшебный рог мальчика». Финальная часть и ее масштабный хорал, по замыслу композитора, изображают события Страшного суда.
Домик Малера в Штейнбахе-на-Аттерзе
Поскольку работа в театре отнимала всё время и силы, Малер мог заниматься композицией только в летние месяцы. Для этого он приобрел небольшой домик на австрийском курорте Зальцкаммергут в деревне Штайнбах, находившейся у живописного озера Аттерзе. Рядом была расположена уютная одноэтажная гостиница, пригодная для проживания Густава, его семьи и друзей.
Начало 2-й симфонии Малера в исполнении Кливлендского оркестра, дирижер Франц Вельзер-Мёст (Franz Welser-Möst), запись 2018 г.
Премьера трех инструментальных частей симфонии состоялась в марте 1895 г., в декабре того же года симфония была исполнена целиком. В обоих случаях оркестром дирижировал автор. Сочинение было встречено практически полным непониманием как со стороны критиков, так и со стороны коллег композитора. В частности, русский композитор Н.А. Римский-Корсаков назвал симфонию «бездарной» и «безвкусной».
Несмотря на это, Малер не терял надежд на признание своего творчества. Вот как он описывает попытку исполнения на фортепиано первой части своей симфонии для Ганса фон Бюлова, известного дирижера и приятеля композитора.
«Я заиграл. Потом мне пришло в голову взглянуть на Бюлова, и вот я вижу, что он обеими руками затыкает себе уши. Я останавливаюсь. Бюлов, который стоит у окна, тотчас замечает это и предлагает мне играть дальше. Я играю. Через некоторое время оборачиваюсь снова — Бюлов сидит за столом, заткнув уши, и вся сцена повторяется... в голове у меня мелькают самые разнообразные догадки. Я допускаю, что такому пианисту-виртуозу, как Бюлов, не нравится, возможно, моя манера игры, мой удар; может быть, мое forte слишком темпераментно и грубо для него; я вспоминаю и о том, что Бюлов — человек нервный и часто жалуется на головные боли. Однако играю без остановки дальше... Окончив, я стал молча ждать приговора. Но мой единственный слушатель долго сидел за столом молча и неподвижно. Вдруг он сделал энергичный отрицательный жест и заявил: “Если это музыка, значит, я вообще ничего в музыке не понимаю”. После этого мы расстались друзьями по-прежнему, хотя я и вынес убеждение, что Бюлов считает меня способным дирижером, но совершенно безнадежным композитором».
При жизни Густава Малера его творчество так и не получило признания, если не считать нескольких преданных последователей. Лишь в 60-е гг. XX века, через 50 лет после смерти композитора, его талант был оценен по достоинству. Сегодня он — один из самых исполняемых композиторов мира.
Фрагменты 2-й симфонии Малера. Дирижер Рикардо Шайи (Riccardo Chailly), Лейпцигский оркестр Гевандхауза, запись 2011 г.
Источники:
- Барсова И. Густав Малер. Письма. Воспоминания. — М: Музыка, 1968.
- Барсова И. Симфонии Густава Малера. — СПб: Издательство имени Н.И. Новикова, 2012.
- Кулапин Д. Густав Малер. — М: Молодая гвардия, 2015.
- Секкерсон Э. Малер. — Урал LTD, 2000.
Изображения:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Gustav_Mahler_(1893)_by_Bieber.jpg
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hamburg_1891-1893,_Strumper_%26_Co,_S._25_Das_Stadttheater.jpg
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Steinbach_Gustav_Mahler_Komponierh%C3%A4uschen_2.JPG