Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-kavkaz
7 лет назад

Рождение детей. Традиции и обычаи народов Кавказа.

 Испокон веков на Кавказе проживало большое количество разных народов и племен. И культуры их, имеющие очень много общего, всё же удивительным образом сохраняют свою индивидуальность и аутентичность. Вот и традиции, окружающие таинство появления на свет человека, имеющие так много схожего, сохранили свои неповторимые особенности у всех кавказских народов.

Согласно традициям чеченцев и ингушей, роды, как правило, проходили в специальном помещении в доме мужа, где женщина оставалась еще 40 дней, не исключая случаев развода. Причиной тому было то, что, согласно адату, ребенок в любом случае принадлежал к роду мужа. 

В некоторых районах существовала традиция: после родов забирать молодую маму с малышом назад в дом родителей на 30-40 дней. Хотя встречаются районы, где роды происходили непосредственно в доме родителей женщины. К примеру, у лакцев бытовала традиция, согласно которой первого ребенка молодая женщина должна была родить исключительно в родном доме. Встречались случаи, когда беременных женщин возвращали в родной дом даже из таких далеких стран, как например Иран, Турция, Персия, чтобы те могли соблюсти традицию. 

С началом родовых схваток к роженице приглашалась знающая женщина – повитуха. Повитухи в народе были в большом почете. Этот институт был очень развит у кавказцев вплоть до советских времен. Как пишут этнографы 1930-х гг,  многие повитухи обладали весьма неплохими знаниями относительно женской физиологии и могли оказывать помощь и в довольно сложных случаях. Например, даже развернуть плод при неправильном положении. Такие, как правило, знали себе цену и были нарасхват.

Кроме того что повитуха должна была обладать акушерскими знаниями и разбираться в травах, было и еще одно важное требование – она не должна была быть «глазливой». В народе верили, что если «сглазить ребенка» в момент родов, то помочь ему уже будет невозможно, так как он в это момент наиболее уязвим. Повивальная бабка, которая помогла человеку родиться, была у него в почете на протяжении всей жизни. И в положенные праздничные дни было принято одаривать ее.  

В период родов вместе с повитухой присутствовало еще несколько женщин. Но ни мать, ни свекровь к роженице не допускались. О приближающихся родах старались помалкивать, чтобы избежать «сглаза».  Считалось, что больше всего навредить могут бездетные женщины и незамужние девушки. Также существовало поверье, что нельзя присутствовать на родах близкой беременной родственнице, чтобы одна из них за двоих не мучилась.  

В районе проживания осетин достаточно долго сохранялся обычай, согласно которому за дверью родильного помещения дежурил мальчик, для того чтобы первым узнать о новости и сообщить отцу. В случае рождения сына, малька щедро одаривали.  

Википедия

А где же находился отец в этот волнительный для всякого мужа момент? В большинстве случаев традиция предписывала мужчине удалиться от места родов. И лишь в Нагорном Дагестане муж оставался поблизости. Считалось, что его присутствие облегчает страдания жены. А вот чеченцы, ингуши, кумыки, ногайцы и черкесы старались уйти достаточно далеко. 

Помещение, в котором происходил процесс родов, у всех народов тщательно готовили  – мыли, устилали чистым сеном, войлоком и тряпьем. Затем очень жарко топили печь, чтобы очистить место от вредоносных духов (Иблиса или джина), которым приписывали все осложнения во время этого процесса.   

В некоторых местностях существовало верование о нечистом духе, крадущем плод из утробы матери и вредящем процессу родов. Для защиты от такого духа в огонь кидали крупную соль, чтобы ослепить «мать всех чертей» и тем самым изгнать ее из помещения. Также бытовала страшилка о том, что нечистый и коварный дух Иблис может выкрасть ребенка у беременной на большом сроке и забрать для кормления своих детей.  

Для облегчения процесса у кавказцев существовало множество самых немыслимых обрядов, как впрочем, и у многих других народов. В некоторых селах женщине мазали лицо чесноком и заставляли перешагнуть через красный пояс. А вот в селе Балахуни Унцукульского района к роженице приводили близнецов, чтобы те попрыгали вокруг нее или предлагали женщине поесть вареного зерна из своего подола. 

Также бытовали обычаи употреблять во время затянувшихся родов определенную пищу, например, конину, зайчатину или халву. А вот у даргинцев Урахинского общества для помощи в родах приглашали человека, у которого срослись два пальца на ноге. Его задача была коснуться этими пальцами живота роженицы. У адыгов, дагестанцев, армян и грузин человека, спасшего лягушку из пасти змеи, допускали к роженице. Считалось, что он может помочь процессу родов. Для чего из подола спасителя лягушки необходимо было испить воды. В Дагестане прибегали к окуриванию роженицы полынью. Абазины же в течение семи дней окуривали помещение для родов, чтобы разогнать вредоносных духов. 

Также считалось, что женщине поможет быстрее разродиться испуг, для чего с крыши дома стреляли из ружья в воздух.  В ситуациях, когда стоял выбор сохранить жизнь матери или ребенку, как правило, старались спасти мать.  

Случалось, что в критических ситуациях приглашали помочь старых опытных чабанов, которым не раз приходилось принимать роды у скота, или местных костоправов, которые могли развернуть плод в правильное положение.  По окончании родов послед закапывали в ямку, предварительно изгнав из нее огнём духов. Если ребенок родился в «рубашке», это было хорошей приметой. «Рубашка» считалась надежным оберегом, способным сделать человека невидимым. Потому такие обереги пользовались популярностью у абреков и конокрадов.   

Рождение близнецов воспринимали с осторожностью. Кавказцы верили, что один из них непременно умрет или умрет один из родителей. Близнецов избегали обижать, потому что верили, что их проклятия очень мощные. Старались им всячески помогать и делать подарки.  

Вот такими обрядами, суевериями и традициями сопровождалось рождение ребенка у народов Кавказа. Некоторые могут показаться смешными и непонятными, но это сегодня в век развитой медицины исход родов практически всегда благополучный, а 150 -200 лет назад это был весьма непредсказуемый процесс. Потому и обрастал многообразными суевериями и сомнительными ритуалами. 

@kupava специально для @vp-kavkaz  

   [author=kupava ]    

29
771.156 GOLOS
На Golos с November 2017
Комментарии (10)
Сортировать по:
Сначала старые