CCVI. Искусственный отбор. Художники в заточении
В антикварной лавке царил полумрак. Картины, фотографии, статуэтки, старинное оружие, какие-то непонятные приспособления были расставлены в полном беспорядке на полках. Как разобраться во всем этом хаосе знала только Искательница, все вокруг подчинялось ее пониманию порядка, хотя гости и клиенты явно этого не замечали. Она подняла фотографию со стола. С карточки на нее смотрел лысый мужчина с азиатской внешностью, было видно, что он находится в тюрьме. Девушка улыбнулась — этот чудак Техчин Се был ей знаком.
«Чего только не сделаешь ради искусства! Это же надо самому напроситься на тюремное заключение. И ради чего?» — Искательница бережно положила фотографию в альбом. Хлопнула дверь, кто-то вошел в лавку — хозяйка пошла встречать клиента.
Художники — народ своенравный, то и дело бросают вызов обществу, подвергают сомнению общепринятые ценности, отвергают традиции, не обходят стороной политические идеологии и, в большинстве случаев, уходят в оппозицию. Не удивительно, что при таком раскладе они часто оказываются за решеткой. Собственно у любого художника туда три пути: обвинение в непристойном поведении, долги и оппозиционная деятельность.
На всех художников, побывавших в тюрьме, в одном посте места не хватит, поэтому расскажу рандомно, по одному на каждый из трех вариантов.
Ни шиллинга за душой
Английский художник Бенжамин Хейдон — самый наглядный пример, того как можно угодить в тюрьму, неадекватно оценивая свои возможности. Он постоянно испытывал недостаток денег, потому что совершенно не умел ими распоряжаться. Его супруга Мэри рожала и рожала ему детей, расходы росли, собственные неуемные запросы тоже. Ему постоянно приходилось занимать деньги у друзей и ростовщиков.
Все это накладывалось на его манию величия и убежденность в том, что он один из величайших мастеров. Его место на художественном Олимпе где-то рядом с Микеланджело. А соответственно и к творчеству он подходил основательно — писал монументальные полотна на историческую тематику. Он ждал, что его талант вот-вот признают, что нужно всего лишь повременить и слава, а вместе с ней и деньги, обрушатся на него.
©
На самом деле вести дневник у него получалось лучше, чем рисовать. После себя он оставил многотомные сборники. В своих записях он обычно жаловался на безденежье, а спустя какое-то время описывал свои злоключения в тюрьме, потому что в Англии XIX века несостоятельных должников отправляли именно туда.
Остается только пожалеть бедняжку Мери, которой вместе с кучей детей приходилось искать приюта у знакомых и родственников, когда кредиторы лишали художника права выкупа заложенного имущества. Конечно, у него были покровители и кто-то периодически вносил залог и даже картины время от времени продавались, но вскоре все возвращалось на круги своя — деньги тратились намного быстрее, чем он успевал их зарабатывать. В конце концов он покончил с собой.
Стихийный мятежник
Не редкий случай, когда мизантропия идет в паре с большим запасом энергии, тогда общество получает какого-нибудь шизанутого маньяка или правителя-тирана. Но случается, что эти качества сочетаются еще и с художественным талантом — Густав Курбе, один из таких представителей.
Сюжеты его картин, если и не шокировали парижан, то вводили в явное недоумение. Ну, чтобы вы понимали, во Франции того времени происходило перерождение классицизма — неоклассицизм, сюжеты для картин были взяты в основном из античной мифологии, а Курбе был приверженцем реализма, рисовал, то что видел вокруг, причем очень часто для передачи идеи он пренебрегал мелкими деталями и тонкостями. Он практически был предшественником импрессионистов. С другими художниками Густав не особо дружил и даже во время масштабных выставок старался представлять свои работы отдельно.
©
Его тщеславие, озлобленность и неуемная энергия нашли выход в активной политической жизни. Ему была близка левосторонняя идеология, неудивительно, что после поражения Франции в войне с Пруссией Курбе встал в ряды коммунаров.
В своих письмах он упивался всем этим происходящим холиваром и был уверен, что версальцы никогда не смогут взять Париж, а если и рискнут, то получат отпор еще на подступах. Дорвавшись до власти, а он получил должность комиссара по культуре, художник-коммунар принялся наводить свои порядки — организовал разрушение Вандомской колонны.
Но оптимистичным прогнозам Густава Курбе не суждено было сбыться, если помните из уроков истории, Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня. Художника арестовали вместе с другими оппозиционерами.Так его идейные порывы привели к заключению, а после к изгнанию. Ну и, конечно, за разрушение исторического памятника ему присудили заплатить огромный штраф, погашать который он не собирался. По решению французского суда, все его картины были конфискованы и проданы с аукциона.
Оскорбление общественной нравственности
В последнее время очень много разговоров и событий, связанных с Эгоном Шиле, хотя, может, мне и кажется. Но расскажу именно о нем.
Эгона Шиле называют величайшим графиком начала XX века, с этим трудно спорить. У него очень бурная и при этом очень короткая биография. А если посмотреть на его работы, то волей-неволей хочется интерпретировать все это опираясь на фрейдовский психоанализ, который зарождался примерно в ту пору в Вене, если не ошибаюсь.
На рисунках Шиле очень чувственные сюжеты, пронизанные явным эротизмом, он изображает натурщиц, а иногда и самого себя в возбужденном состоянии. Хотя, и не менее очевидно, в них просматривается какое-то невротическое напряжение.
©
Череда неприятностей началась, когда художник переехал в небольшой городок Нойленгбах. Тут можно по-разному трактовать события, что и делают современные сценаристы и режиссеры, но Эгона обвиняют в похищении несовершеннолетней, ее развращении и оскорблении общественной нравственности. Два первых обвинения, кстати, были опровергнуты и сняты. А вот общественную нравственность нужно было защищать, потому что неизвестно как работы художника могли на нем отразиться. То есть, на самом деле известно, но в ханжеском обществе об этом не принято говорить вслух.
Большую часть рисунков определили в разряд порнографических и конфисковали, сам Шиле попадает в тюрьму. Надо заметить, что для него это неимоверный удар.
Покажу вам трейлер из фильма «Смерть и дева» с субтитрами, но фильм уже есть и на русском.
Отражается ли тюремное заключение на итоговой стоимости картин?
Сразу скажу, что в нынешнее время этот факт биографии никак не влияет на цену при продаже картин и никак ее не повышает. Но все же некий ореол героизма, трагизма этих историй ложится и на полотна. Правда, в случае с Хейдоном это никак его не спасает. Картины хоть и находятся в музеях и приобретались английским королем, все равно остаются посредственными. Курбе в этом плане повезло чуть больше, он стал героем левых, но и тут есть не состыковка — придерживающиеся левых взглядов политики, чаще всего, не самые состоятельные коллекционеры.
А вот Эгону Шиле вообще повезло с биографией. Повезло в плане факторов влияющих на стоимость картин, а не в плане «жил долго и счастливо». Попал в тюрьму, как поборник сексуальной революции, лет прожил мало, а значит наплодить своих работ успел немного и часть из них еще и уничтожили. Просто лакомый кусочек. Его Даная, которая очень похожа на работы Климта, выставлялась на весенних торгах Sotheby's в 2017г. почти за $40 млн.
Источники и дополнительные ссылки по теме
Дневники Бенжамина Хейдона.
Курбе в дни Парижской коммуны.
Лекция Марии Кулик в музее Гараж о творчестве и жизни Эгона Шиле.
Контакты
Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion