CCLXXXVIII. Арт-гиннунгагап. Поп-арт: искусство эпохи масс-медиа
Кресло. Губы. Пистолет. Бутылка. Глаза. Зебра. Яркими пятнами свежей краски разбросаны по холстам. Кусочек тут, и часть вон там... Пёстрое помещение на удивление гармонично смотрелось со всеми этими цветовыми пятнами. По центру этой странной комнаты стоял мольберт с едва начатым наброском. Пугливый взгляд натурщицы манил широко распахнутыми глазами, а изящно прикрытые ладонью губы вызывали похотливые мысли.
Остаётся только гадать к каким хитрым манипуляциям прибег Хранитель, чтобы запечатлеть столь прелестный момент. Его творческая фантазия не имеет границ. И кто знает, был ли это внезапный порыв страсти выплеснутый на холст..? Или реализация старой задумки с неприличной целью? Но одно было ясно точно — это творение вызовет негодование, восторг и горячие споры в массах.
«Поп-арт подобен сосуду, назначение которого — оставаться пустым».
Р. Лихтенштейн
«Искусство может пребывать где угодно: в мышином помете или кисточке для бритья, в жире, войлоке или на пашне, в шоколаде или в плесени, в опилках, в перспективе, открывающейся с самолета, или на морском дне, в магнитофонной записи, почтовой открытке или телефонном разговоре, на телеэкране или просто в голове».
Р. Раушенберг
Одним из первых художественных движений, получивших широкое распространение в Америке в XX столетии, стал поп-арт (сокр. от popular art — популярное или естественное искусство). Этот стиль заменил господствовавший в середине 50-х годов абстрактный экспрессионизм, представленный несколькими течениями, в числе которых неодадаизм, фанк-арт и многие другие.
Авторы, творившие в тот период, стремились максимально расширить свое поле деятельности по сравнению с классическим искусством и выйти за рамки привычного и понятного. В их работах повествование отходит на второй план, и всё чаще на холстах демонстрируются привычные, повседневные предметы и образы. Упор делается в основном на массовые развлечения и товары широкого потребления, которые посредством художественных инструментов получают художественную форму.
Поп-арт интересен тем, что содержит в себе немалое количество специфических отсылок на будничную жизнь самых обыкновенных людей. Через эти отсылки проявляется личное отношение художника к окружающей действительности.
Отличительной чертой творчества художников становится изображение людей как предметов, при том, что тяготеют они в большей степени к известным медийным личностям. Таким образом, удается более выразительно показать, насколько сильна власть кино, телевидения и рекламы в современном обществе потребления. Изображения флагов, канистр, бутылок пива и газировки, знаменитостей — всё это неотъемлемые атрибуты поп-арта.
Первой работой, получившей статус иконы поп-арта, был коллаж британца Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956) для выставки «Это завтрашний день». На коллаже мускулистый мужчина и полуголая женщина в шляпе-абажуре окружены символами изобилия 1950-х годов: от пылесоса до банки консервированной ветчины.
В начале 60-х годов в Америке сформировалась группа из пяти художников, которые впоследствии стали лицом американского поп-арта. Одним из них был знаменитый Энди Уорхол, прозванный королем поп-арта. Он родился в Пенсильвании в 1928 году и начинал свою карьеру как коммерческий художник, уникальные стиль и техника которого выделяли его среди «коллег». Кто не видел его знаменитые работы — изображение банок супа Campbell’s или различные варианты портретов Мэрилин Монро?
К слову, «Диптих Мэрилин» — одна из самых известных работ Уорхола — представляет собой шелкографическое полотно, созданное спустя неделю после смерти актрисы в 1962 году. На нем изображен кадр из фильма «Ниагара» 1953 года. Сам диптих разделен на две части, что как бы символизирует жизнь и смерть Мэрилин. Первые 25 изображений слева выполнены в ярких цветах. Им противопоставляются 25 аналогичных черно-белых изображений справа, некоторые из которых размыты и тусклы.
Таким образом, Уорхол запечатлел образ Мэрилин с двух сторон: яркая сексуальность, ставшая благодаря масс-медиа эталоном женской красоты, на фоне того, что в действительности осталось от живого человека - тусклый, размытый образ, транслируемый множество тысяч раз.
Еще две работы знаменитого Уорхола:
Чуть менее известный, но столь же важный художник поп-арта — Рой Лихтеншейн. Родился он в Нью-Йорке в 1923 году и посвятил практически все свои юношеские годы изучению художественного искусства. Свою популярность Лихтенштейн приобрел благодаря картинкам на основе комиксов, которые начал создавать почти в сорокалетнем возрасте.
Наравне с Энди Уорхолом, он был одним из первых художников, творчество которых имело целью воздействие на массовое сознание, а не на индивидуальность, как это было в эпоху классической живописи.
В основе поп-арта, как направления искусства, лежало стремление создать форму с мгновенным, важным лишь в конкретный момент времени, значением. Ради этого художники поп-арта экспериментировали с новыми видами творчества, подчас совершенно необычными и непонятными для прежней живописи и искусства в целом.
Образы для творчества использовались незамысловатые, взятые из окружающих бытовых вещей, в свою очередь цвета отличались яркостью и контрастом. Благодаря этому становилось возможным представить мир высокого искусства людям из всех социальных групп, создавая своеобразный мост между классами. По мнению художников поп-арта, искусство необходимо было продвигать самыми эффективными, пусть и порой в чем-то безумными способами, равнодоступными каждому.
Полотно готово. Запах свежей краски, роз, придавшихся страсти тел заполнил пространство. Пульсирующая по венам кровь, пропитанная героином. Раны от шипов разбросанных роз. Эйфория. Глубокое дыхание и сладостные стоны. Всё это идеально дополняло творение Хранителя. Художник на холсте и художник каждого дня своей неподражаемой жизни.
Автор: @freshbrain
Если вы желаете попробовать свои силы в качестве нашего автора, то стучитесь по любому из представленных контактов.
Также любой может свободно использовать тег chaos-legion. Посты по этому тегу просматриваются и имеют все шансы быть апнутыми нашим паровозиком суммарной мощностью около 2 000 000 СГ.
Контакты
Чат Легиона Хаоса в телеграм: Scintillam
Личка в телеграм: varwar, lumia, dajana
Тег: chaos-legion