Тезисы о пространстве. Новые аксиомы, фантастические гипотезы, прорывные перспективы.
" Философия - это роскошь или высшее наслаждение мыслью." (Г.В.Ф. Гегель)
"Философия- это карта борьбы со слепыми законами природы и общества." ( К. Маркс.)
Наше постижение пространства как некоей физической реальности похоже на бег спортсмена с препятствиями, однако, при этом, препятствия невидимы и необозначены, и мы вынуждены преодолевать пустоту - неизвестно что, неизвестно как, неизвестно когда. Древнегреческие натурфилософы считали пространство предельным разрежением или распылением материи,
которая везде и всюду в разной степени напряжена. Разреженность таким образом является не только разреженностью материи, но и разной степени напряженности пространства и времени, которые не является повсеместной однородностью, а везде и всюду неоднородны, везде и всюду тождественны с материей. Для атомистов пространство не есть пустота, а лишь один из двух конструктивных принципов материи. Пространство же, время и движение, как таковые, состоят из атомов и не есть нечто пустое. У Ньютона небесные тела движутся по своим законам притяжения в безразличном, пустом, бесконечном и равномерном пространстве. Лейбниц дает характеристику пространству, которая впоследствии была в точности воспроизведена марксистскими философами:"Раз пространство ни субстанция, ни свойство субстанции, то остается допустить, что пространство, как и время, представляет собой только порядок вещей и независимо от последних не существует." Кант полагал пространство единым и всеохватывающим и не состоящим из частей, ограниченных материей, а восприятие и понимание пространства человеком происходит априорно, т.е. врожденно.
По меткому выражению Бертрана Рассела - человек в синих очках видит все в синем цвете -
у Канта человек с рождения воспринимает мир через пространственные очки. Гений диалектитки - Гегель приводит примеры чистого количества ....".таковы пространство, время, материя вообще, свет, и.т.д, даже "Я". Только под количеством не следует понимать опреде
ленного количества. Пространство, время, материя - это протяжения множества, которые суть выхождение вовне себя, течение, не преходящее однако в противоположность, в качество
в "одно", а как выход вовне себя они суть вечное самопродуцирование своего единства........
Пространство - это абсолютное вовне себя бытие, которое точно так же совершенно непрерывно
оно инобытие и снова инобытие тождественное себе." Однако пространство у Гегеля - не абстрактная множественность, равно как и не абстрактная непрерывность. "Количество положено как единство обоих моментов - дискретности и непрерывности, но само оно положено лишь в одном из своих определений - в непрерывности и есть, таким образом, непрерывная величина. Пространство суть непрерывная величина......принцип "одного" оно содержит в самом себе. Пространство сейчас и "теперь"и снова сейчас и "теперь"......
будучи отталкиванием от самого себя, текучее исхождение из себя, которое в то же время не есть переход или отношение к качественно иному." Философы материалисты считают пространство и время основными формами существования материи и подчеркивают объективный характер времени и пространства и отрицают вневременную и внепространственную реальность. Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов. По сути, это определение мало чем отличается от понятия пространства Ньютона - пустого вместилища всех объектов и вещей Вселенной. В настоящее время наука достигла гигантских успехов в постижении глубинных оснований мира. Но чем дальше экспериментальная физика продвигается в исследовании элементарных частиц, чем дальше астрономия проникает в глубины космоса, тем все больше возникает необходимость понимания физической реальности пространства. О кризисе в теоретическом осмыслении понятия пространства говорят современные математические модели многомерного пространства, теории струн, теории гиперпространства. Что же есть пространство?