Авторское кино или артхаус?
Эти два понятия в головах людей довольно тесно переплетаются, и не всегда и не всем понятно, какое кино все-таки куда относится.
Чтобы в ситуации, когда все смотрят с умным видом как 10 минут на экране ничего не происходит, трясется камера и мелькают, например, голые пятки, тоже было что сказать, стоит различать эти два понятия. Или даже три?
Близким термином к этим двум является термин «независимое кино». Он впервые появился в США. В Америке существует разрыв между гигантами киноиндустрии (вроде бы сейчас шесть студий, которые снимают блокбастеры и вот это все) и теми, кто творит вне, на альтернативных площадках. Вторые относятся к независимому кинематографу. Некоторые картины этого порядка могут быть поддержаны «дочками» крупных кинопроизводителей, поэтому совсем не обязательно, что независимсое кино не будет иметь денег на рекламу или костюмы, это очень даже может быть картина с хорошим бюджетом для привлечения своей аудитории.
История термина непростая. Если коротко, то он появился после того, как в США крупные компании объединились в «трест Эдисона», а тех, кто не стал туда входить, попытались выгнать с больших экранов. Потом трест закрыли по закону, а независимые фильмы легализовали. Но позднее студии в США снова стали объединятся, а часть опять в группы не попала, в общем, снова стало модно быть независимым. Многие киноманы начинают отсчет американского независимого кино с премьеры фильмов Квентина Тарантино. Из ключевых фигур можно отметить еще Джона Кассаветса, который вкладывал в создание фильмов то, что он заработал актерским трудом. Ну, и куда без Энди нашего Уорхола и его идея о том, что каждый имеет право на 15 минут славы.
Итог: термин «независимое кино» уместно использовать по отношению к американским картинам. В этом случае нет никакой связи между тем, какое безумие происходит на экране и тем, считать ли кино независимым. Например, условно, к независимому относятся известные всем саги Джорджа Лукаса, ведь он их снимает в своей студии. И что, что она даст фору многим крупным студиям в других странах? Для Америки это не гигант.
Авторское кино можно еще заменить понятием режиссерское. Теория авторского кино появилась, конечно, во Франции в 50-е, где же еще. Тогда уже были выделены отдельные авторы, у которых был свой стиль. Занятно, что при создании «пантеона авторов» туда попали и те, кого до этого считали производителем массовых кинокартин.
Кстати, Альфред Хичкок отмечал, что по-настоящему художественные фильмы могут быть созданы только одним человеком, потому что это подобно написанию симфонии.
Такой вот был романтик.
Итог: авторское кино — это фильмы, в которых ключевую роль играет режиссер. Когда во всех работах автора есть общий стиль, может быть, общие идеи, настроение. Обязательно ли наши продолжительно сверкающие пятки — это авторское кино? Ведь фильмы Чаплина тоже авторские, как и фильмы выше упомянутого Тарантино, а там сверкают чаще кинжалы. Но ведь могут и пятки, как пожелает автор!
Термин «артхаус» означает «дом кино» и появился он еще в 40-е в США. В это время в стране появились кинотеатры, где показывали довоенную классику, иностранные картины и то, что снималось для этнических меньшинств. Уже тогда это были фильмы «не для всех».
В настоящий момент под архаусом чаще все подразумевается часть авторского кино, которая изначально рассчитана не на всех и которая ставит себе определенные задачи. Например, показать какие-то определенные эмоции, передать настроение, найти новые способы выражения, найти новые кинорешения, кардинально новые. Сюжет в артахаусе вторичен, первичны эмоции и идеи. Артхаус может напоминать заснятый перформанс, предлагать зрителю разгадать ребус, который показывают герои. При этом, совсем не обязательно, что есть правильный ответ у этого ребуса или, что этот ответ один.
Некоторые относят к артхаусу любые фильмы, заставляющие думать, мне не очень нравится такой подход, как не нравится и мысль находить «черты артхаусности» в, например, «Матрице». На мой взгляд, примерами действительно архаусных фильмов можно назвать работы Ларса фон Триера, Джима Джармуша и даже известную и любимую всеми «Амели».
Итог: если в кадре ничего не происходит, кто-то молчит 10 минут, крупным планом режут курицу, а потом смотрят балет, то это, действительно, может быть артхаус. Может быть, что автор пытается донести какую-то идею, не показывая ее в лоб, а объясняя символами и создавая атмосферу. Или еще это может быть просто плохое кино.
Фото: en.ilk.mobi, kinozon.tv