«Мастер и Маргарита» Владимира Бортко: удачное время для классики
«Мастер и Маргарита» - это, безусловно, культовый роман. Нет, я ничего не хочу сказать. «Война и мир», например, - это тоже культовый роман. Но, скажите, видел ли какой-нибудь просвещённый турист, которого чисто случайно странными романтическими ветрами занесло вдруг в чешскую глубинку, какую-то очень яркую символику широкого народного почитания, скажем, знаменитого Дуба на не менее знаменитом Поле, под которым Андрей Болконский переживал свой знаменитый экзистенциальный перелом?
А вот шестой подъезд «нехорошего дома» по теперешнему адресу: Москва, улица Большая Садовая, дом 10, где проживал и столовался сам Сатана в лице интеллигентного и харизматического профессора Воланда, был в своё время целиком и полностью, вплоть до оснований ступенек, исписан восторженными поклонниками, поклонницами творчества Михаила Афанасьевича Булгакова и завален зачастую химически неадекватными пубертатными телами всех неформальных мастей: хиппи, панков, пацифистов, толкиенистов, сатанистов… Сейчас там, как водится, офисы и небольшой музей-квартира писателя. А тела неформалов либо превратились в прах, либо стали менеджерами турфирм или какими-то иными риэлторами. Впрочем, допускаю, что кое-кто из них до сих пор попивает свой портвейн на реконструированных Патриарших.
Однако десятисерийный телевизионный проект-экранизация от отечественного режиссёра Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» всё же не для них. Он, безусловно, для нового поколения.
При этом, классика она потому и классика, что вечна. Вечна своей постановкой мировоззренческих проблем, вечна и бесконечна во всех возможных индивидуальных интерпретациях кинохудожника, наконец, вечна и беспроигрышна, в том числе, и с чисто коммерческой точки зрения.
В этом смысле, ставка Владимира Бортко, конечно же, оправдана. На «Мастере и Маргарите» он уже не рисковал, поскольку годом раньше запустил пробный шар - экранизацию «Идиота» Достоевского с Евгением Мироновым в главной роли. Шар оказался весьма и весьма удачным – четыре статуэтки ТЭФИ, включая номинацию за лучший телефильм года, премия Солженицына и безусловная искренняя любовь благодарных зрителей, излагаемая в многочисленных отзывах критиков и «посланиях из народа».
Можно вспомнить «Собачье сердце» - гениальный фильм, снятый им ещё в перестроечное время. Уже на следующий день после телевизионного показа вся несерьёзная пьющая страна вслед за профессором Преображенским крылато твердила: «Шарикову больше не предлагать», а серьёзная - размышляла о разрухе не в клозетах, но в головах. Воистину, тогда для художника наступили благодатные времена. И Бортко снимает, без всяких преувеличений, кинематографическое чудо. По крайней мере, на фоне многочисленных невнятных драм разваливающейся империи того времени типа «Кидал» и «Катал» фильм «Собачье сердце» выглядел настоящим и чистокровным аристократом.
Но сейчас совсем другое дело. Бортко ждал этого времени – времени, когда его давнишняя мечта – экранизация «Мастера и Маргариты» может быть осуществлена красиво и с минимальным количеством потерь. Говорят, что даже, совершенно по-джентльменски, он уступил в своё время очередь на экранизацию Элему Климову. У него так ничего и не вышло. А, дождавшийся благоприятных условий Бортко, в итоге сконструировал хороший фильм.
«Мастер и Маргарита» Владимира Бортко хрестоматиен от первого до последнего слова диалогов и, естественно, монологов, так же в изобилии присутствующих в фильме.
Олег Басилашвили – величественен, дерзок и серьёзен. Парочка балагуров Александров – Абдулов и Баширов имели богатый опыт сработаться на подобных абсурдистских ролях ещё с картины Сергея Соловьёва «Чёрные розы эмблема печали, красная роза – эмблема любви», поэтому выглядели гармонично и очень к месту. Александр Филиппенко был необыкновенно демоничен.
Любой фильм, в конечном итоге, делают актёры. Этот фильм актёры сделали отличным. Возможно, даже спасли его.
Роли Мастера и Маргариты – особый разговор. Бортко, очевидно, желая проследить определённую параллельность автора, прототипов, исторических героев романа, сделал игру сквозной. Поэтому, Мастер имеет фотографическое сходство с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, говорит голосом Иешуи, а Маргарита похожа на Елену Сергеевну – последнюю жену Булгакова.
В околокиношных да и, зачастую, профессиональных кругах распространено мнение, что «Мастера и Маргариту» снять практически невозможно. Мало того, по каким-то полумистическим соображениям - даже опасно. Будто бы, изначально силы тьмы мешают и наказывают актёров, режиссёров сценаристов, взявшихся за это дело. Можно ли сказать, что это чистой воды предрассудки? Опыт Владимира Бортко чем-то подсказывает, что «да». Он снял отличный фильм. Филолог, профессор Мариэтта Омаровна Чудакова во время обсуждения фильма на канале «Россия» дала ему самые лестные и восторженные оценки.