"Цензор": геймеры-отморозки и фаллометрия
Вот перед нами два завзятых геймера - Стас и Алекс, ни разу не похожих на стереотипный образ "задрота за компом". Они хорошо обеспечены, одеваются, как рок-звезды, ездят на красивых тачках. Им платят за то, что днями напролет они рубятся в гиперреалистичные компьютерные игры с полным погружением. Ясное дело, многим хотелось бы быть на их месте. Но специфика игр, в которые им приходится играть, такова, что не поехать крышей в них чертовски трудно...
Если нам с вами разработчики все чаще дают выбор - проходить ли игру с помощью кровавого месива, стелса или искусства убеждать, то для них вариант всегда один - кровавое месиво. Они должны быть злее и извращеннее, чем все игровые маньяки, вместе взятые, рубить-кромсать мирных жителей, отдавая предпочтение детям, женщинам и собакам. И да, первые же минуты фильма способны выгнать из кинозала людей, чувствительных к насилию, потому что оно там сравнимо с "Рядовым Райаном", если не позабористее.
"Что за муть?" - спросите вы. Зачем кого-то заставляют погружаться в виртуал и становиться там кровожадными подонками? Ответ короткий: во имя "добра и справедливости" . Работают эти товарищи на МВД. Они - Цензоры, которые тестируют игры с полным погружением на степень дозволенного в них насилия. И если игра, к примеру, дает участнику шанс затыкать ножом безобидного NPC и остаться при этом безнаказанным - не быть убитым самому, не провалить миссию, не потерять в карме - ее закрывают вместе с клубом, где она была обнаружена. Появились Цензоры не просто так, а в ответ на волну кровавых преступлений, поднявшуюся после выхода иммерсивной игры "Зодиак": нашлось немало психопатов, набивших руку на игре про знаменитого маньяка и решивших порезвиться за пределами игроклуба.
Понятное дело, совершая в виртуале кровавые преступления, которые выглядят и ощущаются как настоящие, трудно не испытывать проблем в реальной жизни. Трудно сохранять свою личность целостной. Ситуация подогревается тем, что шеф отдела "Цензор"; сталкивает наших героев-злодеев лбами, заявив, что его вынуждают выгнать одного из них и оставить лучшего. Того, кто в будущем и "унаследует" руководство, так как смертельно больной шеф ищет себе замену. И парни, которые сперва "не собираются" друг друга топить, уже через несколько минут подключаются к игре и бросаются выяснять, у кого член длиннее нервы крепче. Страсти накаляются так, что рано или поздно достанется не только виртуальным персонажам. Глупо? Да. Но и жизненно тоже. Взрослые "умные" люди занимаются такими шалостями постоянно - например, посылая умирать за свои понты тысячи молодых ребят, должно быть, тоже воспринимая их не иначе как NPC-шек.
"Цензор" вышел совсем недавно, но уже вызвал упреки в излишней жестокости. Значит ли это, что создатели любят и пропагандируют старое доброе ультранасилие (кстати, в фильме можно увидеть жирную отсылку к "Заводному апельсину", кто найдет, тот молодец)? Ответить на этот вопрос, не заспойлерив сюжет, не получится. Скажу лишь, что каждое убийство, совершаемое нами в компьютерной игре или героями фильмов с менее высоким рейтингом (в том же "Властелине Колец") выглядело бы в реальной жизни точно так же, просто мы над этим совсем не задумываемся, пока нас носом в это не ткнешь. Вопросы "Цензор" вообще поднимает довольно нехилые. Нужны ли психопату компьютерные игры, чтобы тот пошел убивать? Имеет ли право группа избранных вытворять то, что запрещено большинству, под лозунгами "безопасности"? И не является ли моральная деградация этой группы закономерным итогом?..
Что касается истории - я ставлю ей четыре с плюсом. Есть в сюжете хорошая обманка и хороший твист - удовольствие от них ощущалось почти физически. Я серьезно: сегодня это просто находка, когда и концепция, и сюжет достойны друг друга. Есть там и одно "невыстрелившее ружье", которое, к тому же, и вывесили невовремя, но впечатление от фильма в целом оно вряд ли испортит. Лично мне хотелось увидеть еще один мощный твист в самом конце - наподобие того, что был в "Бойцовском клубе" жаль, пожадничали.
'Картинка" - стильная, минималистичная, в кои веки без смакования "свинцовых мерзостей русской жЫзни". Создатели честно признаются, что снимался фильм на Canon 5D. У видеосъемки оказались свои преимущества перед кинокамерой: прохладный колорит, соответствующий настроению, и более сильный эффект присутствия у зрителя. Грешат, правда, крупными планами; на мой взгляд, это слишком сильный визуальный инструмент, чтобы часто им пользоваться в экшен-триллере. Зато спасибо за зомби-апокалипсис и исторические эпохи от Столетней войны до Великой Отечественной: разнообразие вселенных - это то, что в фильме про геймеров просто необходимо.
Музыка - местами хорошо, местами навязчиво. И, ребята, если берете русских музыкантов, то лучше ставьте что-то без слов. Хватит просто эмбиента. А в таком фильме некоторые моменты вообще требуют наэлектризованной тишины, в которой каждый звук - как ножом по сердцу.
Отмечу, что фильм был питерским коллективом на собственные деньги и средства, полученные от будущих зрителей через краудфандинг. По информации от создателей, ни одна собака при съемках не пострадала.