Дорогая "Обнаженная" Амедео Модильяни
“Мне нужно живое существо; чтобы я мог работать, я должен видеть его перед собой…”
Амедео Модильяни
Автопортрет. 1919
Амедео Модильяни (1884 - 1920) - итальянский экспрессионист, которого по праву считают одним из самых известных художников конца XIX - начала XX века и чье творчество по сей день вызывает множество вопросов. Несмотря на свой выдающийся талант, Модильяни прожил короткую и далекую от наполненной роскошью жизнь, которая, однако, окутана мифами и догадками. Почему так произошло? Помимо того, что многих великих художников преследуют финансовые неудачи, популярность Модильяни большинство искусствоведов объясняют не столько исключительностью и оригинальностью его работ, сколько харизматичностью самого итальянца.
“Помимо длинных шей, овальных лиц, миндалевидного разреза глаз и поджатых губ, что еще можем мы сказать о работах Модильяни?” - с некоторой иронией писал обозреватель отдела искусства The Guardian Эдриан Сирл в одной из недавних статей. (пер. @freshbrain)
Не претендуя на какую-либо объективность, я в ответ на заявление Сирла скажу, что очень многое. Есть в тех же портретах Модильяни нечто совершенно завораживающее, гипнотическое, выражающее мягкость и меланхолию. Возможно, все дело в естественном наклоне головы и смиренном взгляде.. А может, это создается только глазами - невидящими, без зрачков, но устремленными куда-то в пустоту. Эти пустые глаза, придающие всему лицу вид маски, содержат в себе столь много мыслей, которые несложно уловить даже при беглом взгляде…
Однако этот пост я бы хотела посвятить не портретам Модильяни, а той стороне его творчества, которая позволила ему называться “певцом красоты обнаженного женского тела”. Идея была вызвана сообщением о предстоящем нью-йоркском аукционе Sotheby's, где картина Модильяни “Лежащая (на левом боку) обнаженная” станет главным лотом и будет выставлена по рекордной начальной цене в $150 млн. Разумеется, у меня возник вопрос о том, чем же обусловлена столь высокая (мягко говоря) цена?
Лежащая (на левом боку) обнаженная. 1917
Попробуем разобраться.
В течение своей не очень долгой жизни Амедео Модильяни написал множество картин, на которых изобразил женщин в самых разных позах и состояниях. Это были его подруги, жены друзей, случайные знакомые, любовницы, поклонницы. В некоторых случаях имена моделей были известны - Луиза, Жанна, Лоллота, Маргарита, Эльвира, Рене - в других же их личности остаются неизвестными. Последнее характерно для уже упомянутой выше картины “Лежащая (на левом боку) обнаженная”.
Вообще, хочется отметить, что судьба этой картины вызывает некоторое удивление, поскольку она совсем не типична для картины богемного художника, коим был Модильяни. Его работы не продавались хорошо при жизни, и сам художник не интересовался рынком искусства. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично и откровенно в эмоциональном плане, что закономерно вызвало достаточно острую реакцию общественности, которая была шокирована смелостью художника.
Именно работы в жанре ню, отражающие эстетику и красоту обнаженного женского тела, являются наиболее востребованными и, соответственно, дорогими работами Модильяни. Что касается “Лежащей (на левом боку) обнаженной”, то она является своеобразной иконой художника, квинтэссенцией его творчества.
“Это картина, определяющая Модильяни”, - прокомментировала Мариолина Бессетти, глава департамента итальянского отдела Christie's.
“Картина “Лежащая (на левом боку) обнаженная” чрезвычайно привлекательна в плане эстетики и соединяет в себе все течения авангарда ХХ столетия, - добавляет Джованна Бертаццони, глава департамента импрессионистов и модернистов аукционного дома Christie's. - Она соединяет в себе революционный взгляд Модильяни на лица и тела и его способность изобразить их с совершенно новой, современной перспективой, сочетающей геометрию XIX века с пост-кубизмом ХХ века”.
Работы Модильяни пользуются сегодня необыкновенной популярностью среди коллекционеров и музеев. Его скульптуры и картины редко покидают руки одного владельца: столь высокую ценность имеют они. Это особенно касается “Обнаженной” серии. За последние 10 лет лишь две работы Модильяни выставлялись на аукционах.
В 2010 году на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке была выставлена одна из самых скандальных картин Модильяни “Обнаженная, сидящая на диване”. Столетие назад она вызвала настоящий скандал в одной из парижских галерей, где была выставлена в числе других работ Модильяни, изображавших нагих красавиц. В 2010 году она, однако, стала одним из самых дорогих лотов престижнейшего аукциона, оцененная почти в $70 млн.
Обнажённая, сидящая на диване. 1917
В 2015 году другая картина художника, “Лежащая обнаженная”, была продана на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке за $170 млн., заняв вторую строчку в списке самых дорогих произведений. Картину приобрел китайский миллиардер Лю Ицянь.
Лежащая обнажённая. 1917
Так или иначе, интимность, откровенность, чувственность и эротичность работ Модильяни в жанре ню, сопровождающиеся их редкостью, столь высоки, что, несмотря на то, что для некоторых богачей это может послужить определенным сдерживающим фактором, ожидаемая битва за обладание картиной “Лежащая (на левом боку) обнаженная” обещает стать по-настоящему горячей.
Какие чувства у вас вызывает творчество итальянца? Справедливо ли оценены его работы? Делитесь в комментариях своими мыслями на этот счет. :)
Ваша @freshbrain