Шабат. В чем суть еврейской Субботы?
Сегодня утром, проверяя по привычке новостную ленту, мне встретился пост, на который я, будучи поклонником еврейской культуры, не смогла не обратить внимание: @ayrat72 упомянул о том, что во время Шабата запрещены 39 видов трудовой деятельности. Я решила узнать подробнее о том, что это за занятия и какова цель их запрещения.
“Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит её, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный”. (Исх. 31:13-16)
Многие из нас слышали о том, что Устная Тора содержит перечень запретов, которые не позволяют иудеям заниматься в Субботу делами, в той или иной степени являющиеся носителями материальности и задействующие творческое начало человека. Сюда входят 39 работ (меланхот), которые изначально происходят из действий, которые евреи совершили в Синайской пустыне после Дарования Торы. Они построили переносной храм – Мишкан. Рассмотрев сам процесс постройки, можно условно разделить все меланхот на четыре большие группы, которые объединяют в себе основные виды человеческой деятельности:
- Производство пищи: пахать, сеять, жать, вязать снопы, молотить, веять, перебирать, просеивать, молоть, месить (тесто), варить (или печь хлеб);
- Изготовление одежды: стричь, прочесывать, отбеливать и красить (шерсть), прясть, расправлять нити, устанавливать продольные нити в ткацком станке, ткать, распускать ткань, завязывать и развязывать узлы, кроить, шить и рвать (распарывать);
- Строительство жилища и разведение огня: строить и разрушать в целях новой постройки, зажигать и тушить, производить завершающий удар, переносить ноши из частного владения в общее;
- Писание букв, изготовление красителей и материалов для письма: писать и стирать написанное, ловить (охотиться на животных), убивать, снимать шкуру, дубить и скоблить ее.
(Здесь подробнее)
Перечисленные виды деятельности запрещены Торой не просто так. Все они характеризуют человека как созидательного творца. Посредством разума человеку под силу изменять и покорять окружающий мир, что заставляет его забывать о том, что он, в первую очередь, является творением Всевышнего. Но человеку необходимо всегда помнить, что он не царь природы и не должен господствовать над ней. Поэтому регулярно он должен на 24 часа оставлять свою созидательную деятельность и возвращаться к тому, кто он есть в действительности.
Показательную историю рассказывает Рав Моше Пантелят, один из наиболее известных и авторитетных русскоговорящих раввинов:
“Рассказывают об одном царе, отправившем боевого генерала усмирять восставшую провинцию. Армия готовилась в поход, а царя стали посещать сомнения. Из истории он знал, что нередко полководцы настолько свыкались с ролью завоевателей, что не в силах были передать власть над покоренными землями своим государям, а потому объявляли себя самостоятельными правителями новых провинций. И хотя генерал казался проверенным и надежным, все же на душе у царя было неспокойно. Долго он решал эту проблему и наконец придумал. Когда генерал пришел на аудиенцию, чтобы получить последние наставления, царь сказал: "Приказываю тебе раз в неделю, какая бы тяжелая обстановка ни сложилась на фронте, бросать всё - штаб и офицеров, абсолютно всё! - и являться ко мне во дворец с докладом о ходе кампании".
Расчет царя был прост: опасность состоит в том, что на фронте генерал чувствует такую власть, что постепенно начинает забывать о своем господине. Забывает, что на самом деле он только солдат, пусть с аксельбантом и эполетами, но все же один из военнослужащих, посланных для того чтобы выполнить задачу царя. То есть, теоретически-то он, конечно, об этом догадывается, ведь когда-то давал присягу, точно такую же, как и остальные солдаты, но все же, реально ощущая свое могущество в действующей армии, считает себя хозяином положения, властелином. Несколько раз в месяц прекращать бои, чтобы посетить царский дворец, - для него этого будет достаточно, чтобы истинное положение вещей укрепилось в его реальном знании, а ощущение власти не затмило понимания своей роли при господине-царе, по воле которого он и воюет”.
Но что же все-таки можно делать во время Шабата?
На самом деле, такой вопрос часто возникает у неевреев. Вызван он тем, что рассуждая о традиционном соблюдении Шабата, большинство сосредотачиваются на запрещенных занятиях. В то же время еврей, соблюдающий Шабат с раннего возраста, не воспринимает Субботу как день полного бездельничества. Более того, в этот день даже можно работать, главное - соблюдать предписания Торы.
Для еврея Суббота - это день, когда Всевышний приближается к человеку и наполняет его жизнь духовностью. Это своего рода перезарядка аккумулятора жизни: возможность отойти от суеты, наполняющей каждый предыдущий день недели, сосредоточиться на внутреннем спокойствии и подвести итоги прошедших дней. Таким образом, Суббота дарит заряд духовности на всю последующую неделю.
Сегодня люди по-разному соблюдают Шабат. Но несмотря на то, что те принципы, которыми руководствуются ортодоксальные иудеи, не всегда поддерживаются представителями более либеральных течений, есть все же определенные правила, содержащиеся в традиционном еврейском законе, которые соблюдаются повсеместно.
Многие слышали о том, что евреи собираются целыми семьями, приглашают друзей и организуют большой субботний обед после захода солнца в пятницу. То же происходит в субботу после зажигания свечей и посещения синагоги, где читаются молитвы «Минха», «Встреча субботы» и «Маарив».
Неотъемлемыми атрибутами обеда являются стол, покрытый скатертью, две зажжённые свечи, хала (так называют традиционный хлеб в форме заплетённой косы), кошерное вино. Несмотря на разнообразие еды, цель трапезы не в утолении голода, а в создании определенного духовного запаса.Звучащие слова Торы, песнопения, своей гармонией и красотой возвышающие душу, особая атмосфера сумерек – все это создает неповторимое настроение, которым проникнута субботняя трапеза.
На исходе Субботы совершается церемония, отделяющая Шабат от других дней - своеобразная грань между повседневностью и святостью. Ее называют Хавдала, что в дословном переводе означает "отделение" или "разделение". По древней традиции Хавдала начинается в тот момент, когда наступает темнота и становятся видны хотя бы три звезды. С наступлением такой темноты в домах зажигают свечу Хавдалы.
Так заканчивается священный для иудеев день, после чего в их жизнь вновь возвращается привычная безумная активность рабочей недели с ее бесчисленными телефонными звонками, сотнями непрочитанных писем в почтовых ящиках, уличным шумом и целым ворохом нерешенных проблем. Конечно, нам, европейским людям, не привыкшим к подобным ограничениям, сложно представить себе, как можно выделить целый день на условное “ничегонеделание”. Но ведь именно это и важно в Шабате - гармония, единение, одухотворение, которое наступает во время того, как человек снимает с себя корону “повелителя природы”.
Благодарю за внимание,
Ваша @freshbrain