Фотоотчёт за две недели
Начал читать книгу "Дзен Камера. Шесть уроков творческого развития и осознанности". Пока прочитал вступление и первый из шести уроков. Книга не требует спешки в прочтении, автор рекомендует каждой главе уделять по две недели.
Так, автор предлагает вести фотодневник, и каждую неделю делать по 100-200 снимков.
В первом уроке автор предлагает уделить внимание работе с пятью понятиями: кадр, свет, момент, цвет и тон, трактовка объекта.
Касательно количества снимков в неделю - я не собираюсь уходить в фанатизм, но камеру беру с собой постоянно. Касательно изучаемых понятий из первого урока, автор книги рекомендует разобраться, какие понятия даются легче, какие сложнее.
1) Кадр. Тут, я полагаю, у меня сложностей не возникает. Кадр базируется на композиции, восприятие композиции у меня развито с детства и продолжает развиваться.
2) Свет. Здесь сложнее, потому что я недостаточно освоил тонкости освещения при разных погодах и при разных условиях.
3) Момент. Я понимаю важность момента, но похвастаться проницательностью длиной в одну сотую долю секунды - не могу.
4) Цвет и тон. Автор заявляет, что фотографы, искусно работающие с полутонами и цветовыми гаммами, умеют различать нюансы не только в фотографии, но и в жизни вообще. Хвастаться или пускать себе пыль в глаза не буду.
5) Трактовка объекта. Этот пункт немного философский. Рассказывает ли фотография историю, или снимок приходится сопровождать рассказом? Самодостаточны ли снимки? Что ж, я стараюсь.
Упражнения первого урока:
- Съемка с бедра - возьму на заметку, буду практиковать.
- Неспешное вникание в объект - требует много времени, но чрезвычайно важно.
- Фотоэкспедиция - далеко уехать не могу, но по области покатался :)
- Игры со светом - буду практиковать.
Само собой, даже "Урок первый" по содержательной части намного глубже, чем мне удалось резюмировать в этом посте.
Собственного стиля у меня пока нет, равно как и нет наработанных стилевых приемов обработки в DarkTable. Но, всему своё время, и коль скоро я взялся за это, то со временем, хочется верить, сформируются и стиль и узнаваемость.
Пара слов о книге
Большинство книг о фотографии - прямо скажем, начального уровня. Про "святую троицу" ISO-Диафрагму-Выдержку, про панорамирование, про цвет, про настройки фотоаппаратов, и прочее. Это не то, что нужно :) Именно эту книгу счёл интересной - в ней нет всех этих банальностей, зато есть ключи именно к творческой, а не технической составляющей снимка. Так что можно с уверенностью сказать, что книга не для новичков.
И еще.
Один из ключевых моментов мысли автора книги: фотография пробуждает осознанность. Особенно, если над этим работать. Автор предлагает путь повышения осознанности. Ведь в хорошей фотографии в одной точке пространства и времени может сойтись целая история. Повод для практики - развивать собственное восприятие настолько, чтобы чувствовать такие моменты интенсивнее и полнее.
Лично у меня есть потребность в том, чтобы по возможности уменьшить до минимальных размеров "прослойку", которая размещается между событием и восприятием события.
Мы обрастаем культурным багажом, стереотипами, интеллектуальной оценкой всего и вся - хотя бы поэтому кажется важным уметь отбрасывать все эти наслоения, и воспринимать момент во всей полноте. Так что дорога в тысячу миль... ну не то чтобы только начинается. Но переходит к активной стадии - это точно.
Догадываюсь, что впереди еще много всего: и всевозможные места, и красивые моменты, и фотоснимки - удачные и не очень, и новые трюки в постобработке... И во всём этом есть минимум три жирных плюса:
- Фотография стимулирует к посещению новых мест и поиску "контента", а больше контента на фото - значит, больше контента в жизни.
- По мере практики "банальщина" постепенно будет отщёлкиваться, уступая место более содержательным снимкам.
- Постобработка и формирование стиля - тоже дело наживное.
Самое главное - освоение фотографии в ключе выбранной книги, может простимулировать переход к более непосредственному и живому восприятию действительности. Ведь жизнь мимолётна.