Рождение свободы
С большим интересом читая литературу и статьи уважаемых авторов, посвященных преобразованиям, которые проводили отцы-основатели во времена Американской революции, в ходе войны за независимость Североамериканских колоний и после нее, я заметил тот вопиющий пробел, о котором часто уважаемые коллеги умалчивают. Как зарождалось это общество? Что привело жителей колоний к революции в борьбе за свои политические и экономические свободы? Какие были на то предпосылки? Почему тиранию постиг крах тогда, и будет раз за разом ждать крушение в будущем в других местах земного шара?
Будучи человеком высокого ума и большой проницательности, второй президент США, Джон Адамс, как то заметил, что в действительности революция началась еще в 1620 году.:
«Революция происходила в сердцах и умах людей». Её истоки следует искать «в истории страны, когда в Америке появилась первая плантация». Я думаю, нам стоит заглянуть еще немного раньше и датой зарождения считать 13 мая 1607, когда после полугода тяжелейшего плавания, истощенные пассажиры торговых галеонов «Сьюзан Констант», «Госпид» и «Дискавери» достигли берега в районе Чесапикского залива. Из ста сорока четырех пассажиров лишь сто пять смогли выжить, перенося тяготы плавания. И получили за испытанные страдания воистину божественный дар - их взору предстала бесконечная береговая линия, покрытая густым девственным лесом. Чистый воздух пьянил их своей свободой, а богатая окружающая природа стала для уцелевших неисчерпаемым источником материалов для строительства домов, изготовления утвари и мебели. Леса были полны разнообразной дичью, в море водилась рыба, жирные крабы и устрицы. Постепенно освоившись, колонисты основали первый на территории США современный город Джеймстаун, названный в честь короля Якова I, разбили плантации табака, и это стало для их источником хорошего дохода.
Из разнообразных групп колонистов обосновавшихся в Северной Америке, можно выделить группу, осевшую на территории нынешней Новой Англии. Себя они называли пуританами. Обычно все исследователи делают упор на то, что это было сообщество радикальных протестантских религиозных фундаменталистов, приверженных идеям воссоздания чистого христианства. Но почему то стороной обходится факт, что это были представители формирующейся буржуазии – купцы, ремесленники, мануфактурщики. Это были деятельные люди труда и частного бизнеса, они ставили целью реформацию государственной Англиканской церкви, застывшей в своей обрядовости в промежуточном статусе между формирующимися церквями реформаторов-протестантов и погрязшей в коррупции католической церковью. Во главе англиканской церкви пусть и с формальным статусом защитника веры, фактически стоял английский монарх и земельная аристократия. Пуритане видели своей задачей, в первую очередь, сделать государственную церковь Англии дешевой, доступной для всех слоев общества и несущей ответственность за нравственное воспитание людей.
Английские монархи, однако, видели в призывах к религиозным преобразованиям пуритан, угрозу центральной власти и воспринимали в штыки конкуренцию на рынке религиозных услуг со стороны радикальных протестантов, считая их не меньшими врагами своему правлению, чем католиков. Довольно похоже на попытки современных украинских властей через встречи премьер-министра Украины Владимира Гройсмана с вселенским патриархом Варфоломеем в Стамбуле, из нескольких называющих себя православными церквей, создать автокефальную не зависимую от Владимира Гундяева и РПЦ, православную украинскую церковь фактически единую и подконтрольную украинскому государству, а не Московской патриархии и Кремлю.
Напомню, что охота и расправа с католиками, конфискация в пользу казны церковных земель и монастырей велась по всему королевству в целях противостояния влиянию Римского Папы из-за запрета английскому монарху на развод и во благо единства короны, государственной церкви и народа. Вам не напоминает это союз меча и орала нынешних властей РФ мечтающих подавлять любую форму политического свободомыслия и церковных функционеров РПЦ, которые развернули масштабную компанию по захвату имущества?
К примеру, в 1593 году Елизавета I приняла закон, по которому пуритан начали арестовывать за религиозную деятельность. Чем не похоже на попытку запретить и объявить экстремистской деятельность, слишком активно проповедующей по домам, церкви Свидетелей Иеговы в России?
Пуритане, спасаясь от религиозного террора со стороны государственной церкви, начали мигрировать в дружественную пуританам протестантскую Голландию в городок Лейден. Спустя двенадцать лет мирной жизни в пуританах возобладал миссионерский порыв просвещать и проповедовать дикарям во всех дальних краях земли слово Божие и вот тут начинается самое интересное.
Английские монархи, увязшие в гражданской распре внутри страны протестантов и католиков, периодически вступали в кратковременные, но ожесточенные торговые и религиозные конфликты с Францией, Испанией и Нидерландами. Тюдоры, а затем и Стюарты, снабжавшие за счет бюджета, шпионскую сеть по всей Европе и протестантскую фронду в Германии, Скандинавии, Швейцарии, Франции мало интересовались вопросами колонизации Нового Света и поступили прагматично. Будь, к примеру, это нынешняя Россия, это был бы огромный мегапроект отданный друзьям правителя (долларов пока не было за неимением США), с вложенными миллиардами рублей для отката, распила выделенных из казны средств. Английский король рассудил иначе и начал жаловать правами на основание колоний частных лиц или групп, и даже компаний. Возможности участвовать открылись, в том числе и не любимым предприимчивым пуританам и подавляемым католикам. И они начали уезжать.
Впрочем, нельзя сказать, что передача прав колонизации была новинкой сугубо Якова I. Такие же меры предпринимали и его предшественники на троне. К примеру, получивший от Генриха VII в 1496 году королевский патент на торговую монополию во всех открытых им землях мореплаватель Джон Кабот достиг северной оконечности Ньюфаундленда. Была такая же попытка и у королевы Елизаветы I, чей любовник сэр Уолтер Рэли трижды пытался основать колонию, но терпел крах, слишком уж была не благополучна почва, а побережье безрыбным Виргинии, названной с немалой долей английского юмора в честь сановной девственной покровительницы.
Я берусь утверждать, что главной причиной и залогом будущего успеха был дефицит у колонистов всего самого необходимого и полное самоустранение государства от решения их проблем.
Отплывавшие в Америку суда, были переполнены не дорогими сердцу элит постсоветской эпохи, золотыми батонами, а домашним скотом, утварью, посудой, семенами, инструментами. Особое внимание поселенцами уделялось запасам оружия и пороха.
Несмотря на провалы попыток колонизации, несмотря на гибель части колонистов от болезней, конфликтов между собой и индейцами, спустя годы и усилий тяжкого труда по снабжению колоний, транспортировке и обустройству эмигрантов, частная инициатива возобладала, ведь все финансирование этих перемещений велось за счет частных средств или же самими отъезжающими. Те же из будущих колонистов, кто не имел таких средств, но желал о лучшей судьбе в Новом Свете, подписав в присутствии одного свидетеля контракт, становились кабальными слугами, фактически белыми рабами, поступая в полное распоряжение своих хозяев до окончания срока договора.
Сырьевое богатство нового континента в первое время не могло удовлетворить всех потребностей вновь прибывших, людей часто не имевших профессиональных навыков, чтобы изготовить все необходимое своими руками. И тогда людям на помощь пришли география этих земель, ее удобная береговая линия с заливами и бухтами и торговля с индейцами, Англией, колониями других европейских стран в Новом Свете. Здоровая рассудительность поселенцев в вопросах получения необходимых дефицитных товаров, например как железо, их контакты с индейцами и протестантский аскетизм в вопросах религиозной жизни выгодно отличал колонистов Северной Америки, к примеру, от тех же поселенцев католиков из Скандинавии, пытавшихся осесть в Гренландии и последний из которых погиб около 1480 года. Скандинавы вымерли в Гренландии, из-за своего консерватизма и не желания перенимать навыки выживания аборигенов эскимосов. Викинги не ловили рыбу и китов, не делали байдарок, а выручку от торговли по настоянию священников тратили на украшение церквей, что было бы для пуритан не приемлемым богохульством и не допустимой роскошью.
Торговля, открыла путь Его Величеству Рынку и будущей свободе.