[История жизни и творчества] Нелегкая судьба советских легендарных изгоев. Владимир Высоцкий
Регулярными публикациями в этой рубрике я напоминаю о памятных датах и событиях в жизни наиболее известных персонажей из мира музыки и искусства.
25 января у Владимира Высоцкого, легендарного советского актера и певца, автора песен и композитора, исполняется 82 годовщина дня рождения.
фото
Считаю, что совершенно излишне писать о величии и многогранности таланта такого яркого персонажа нашей истории, как Владимир Высоцкий, который успел стать реальной легендой за столь короткие 42,5 года его жизни. Нет нужды писать в очередной раз об его творчестве, мы регулярно по два раза в год 25 января и 25 июля вспоминаем о таком нашем родном Володе Высоцком, творчество которого – его стихи и песни, театральные и киношные роли стали по праву значительной частью культурного наследия большой страны. И сегодня в 82-годовщину рождения Владимира мне хочется обменяться чисто житейскими сторонами его жизни, жизни очень непростой, жизни поэта-трибуна и настоящего гражданина.
Володя родился крепким пацаном в семье русской мамы Нины Максимовны Серёгиной, переводчика-референта и военнослужащего войск связи Семёна Вольфовича Высоцкого, еврей по отцу из Брест-Литовска и матери из Житомира. Первые 3 года жизни малыш Вова рос на 1 Мещанской улице в Москве в огромной коммуналке. В начале ВОВ отец был призван в действующую армию, а мама с сыном эвакуировалась в Оренбургскую обл. За годы войны родители Володи сумели расстаться, развестись и завести вторые семьи.
Непростое детство ершистого пацана Володи с сильно пьющим и дерущимся отчимом вынудило отца забрать сына по суду в его семью, где отношение к сыну было самое благожелательное. В 1947г. семья отца переехала в Германию на 3 года к месту службы отца в ГСВ в 40 км от Берлина. Под опекой мачехи Володя хорошо учился в школе, быстро освоил немецкий язык и увлекся музыкой. А когда у него обнаружили абсолютный слух, то отец сразу же купил сыну пианино.
По мере завершения службы отца семья вернулась в Москву в большую коммуналку в Б.Каретном переулке, а Володя пошел в 5 класс. В школе он подружился с разбитными центровыми московскими парнями, которые ввели его в свой круг общения. Через этот круг 15-летний Володя попадает в театральный кружок к режиссеру В.Богомолову, и уже через год впервые выходит на сцену с чтением басни. Володя заболевает актерством, а в 17 лет получает в подарок от мамы его первую в жизни гитару. Быстро освоив гитару с помощью друзей, начинающий бард уже созрел для творчества. Воспоминания о своем насыщенном событиями детстве Володя увековечил впоследствии в его «Балладе о детстве»:
И конечно же, он не мог не увековечить в песне замечательный Большой Каретный, где веселая и разбитная молодежь 50-х годов регулярно собиралась по вечерам. Именно на этих сходках Володя стал сочинять и исполнять свои первые песни. В круг общения на квартирнике у Левона Кочаряна, уже студента и будущего режиссера, входили тогда ещё совсем молодые Э.Кеосаян, Ю.Семенов, О.Стриженов, И.Глазунов, Л.Гурченко, А.Тарковский, В.Шукшин, М.Таль, будущие звезды советского бомонда. Именно эта элитная публика и стала слушателями первых творений Володи Высоцкого на Большом Каретном.
Но кроме них на сходках у Кочаряна стали появляться репрессированная и уже отсидевшая интеллигенция, да и явно приблатненная публика с её специфическим сленгом появлялась часто. Молодой автор Володя Высоцкий впитывал все их разговоры, как губка, и тут же перекладывал услышанное на стихи и песни. Так появилась в его творениях сначала полу-блатная тематика, а потом военная, и настолько достоверная, что никто не мог догадаться, что автор этих военных песен никогда вовсе не воевал и даже не служил в армии. Вот что значит талант и глубина проникновения в предмет.
И первые магнитофонные записи его песен делал на этих сходках шахматист М.Таль, затем и хозяин дома Кочарян стал записывать песни Высоцкого. Он же в качестве 2го режиссера помогал скоро Владимиру попасть в мир кино. Но это уже было после эксцентричного короткого романа Володи с вузом МИСИ, в который он поступил при огромном конкурсе, но уже в конце 1 семестра он сам для себя понял, что подался «не в ту степь». После переосмысления Володя поступает во МХАТ на курс к выдающемуся актеру П.Массальскому, который стал первым из сильно пьющих авторитетов-наставников в творческой карьере Высоцкого.
Зато благодаря такому наставнику Владимир впервые вышел на театральные подмостки на 3й год обучения в школе-студии МХАТа, а также снялся в первой его роли в к/ф «Сверстники». После её окончания Владимир попал в театр им.Пушкина на 2 года, из-за отсутствия перспективы перешел в Театр миниатюр на маленькие роли без особого энтузиазма. Неоднократно пытался прорваться в ефремовский «Современник». Неудачи с театральной карьерой и отсутствие хороших и главных ролей в кино привели амбициозного Володю к его раннему увлечению алкоголем. Но, наконец, он окончательно определился в 1964 г. с театром на Таганке, в котором он честью и правдой прослужил 16 лет до его преждевременного ухода из жизни. В этом театре Владимир сыграл свои лучшие звездные роли, с которыми он триумфально объехал потом весь мир.
Середина 60х годов для 23-24 летнего Владимира стали отправной и для его долгожданного кинодебюта, когда только в 11м и 12м его фильмах после серии эпизодического участия у него были реальные роли в к/ф «Стряпуха» и «Вертикаль». В них впервые прозвучали его песни в его исполнении, а «Песня о друге» стала не только его визитной карточкой. Через 2 года после «Вертикали» Владимир «выстрелил» сразу 3 ролями в 1968 г. в «Интервенции», «Служили 2 товарища» и «Хозяин тайги». Но вскоре случилась неприятность с его заменой на О.Даля в последний момент в к/ф «Земля Санникова», к которому Высоцкий уже написал песни.
И опять период пагубного увлечения алкоголем накрыл его на 2 года. Ситуация выправилась к 1976 г., когда он сыграл смешную роль Арапа Петра великого, а квинтэссенцией киношного творчества Владимира с участием в 74 фильмах, стали роли в «Маленьких трагедиях» и сериале «Место встречи…» в 1979 г. Это были его последние роли, и его Глеб Жеглов стал нарицательным персонажем на многие годы, как и сам мини-сериал с участием Владимира Высоцкого считается по праву шедевром современного киноискусства.
В части песенного творчества, Владимир до его последних дней считал своим наставником знаменитого барда Б.Окуджаву, хотя он сам себя бардом не считал. На первом этапе его песенного творчества превалировали полублатные, военные и дворовые песни, первой такой песней стала «Татуировка» в 1961 г. Потом в его творчестве стали появляться песни остро-сатирического плана, из-за которых у автора случились первые серьезные неприятности с надзорными органами Минкульта, к примеру такие песни как «Про глупцов…»:
Переломной в его творчестве стала песня «Подводная лодка» в 1965г., закончился молодежно-юношеский период, и Владимир приступил к написанию песен-саундтреков к кинофильмам, в душе он мечтал выбраться на приличный уровень качества и писать серьезные песни философского содержания, которые ему были всегда близки по настрою. В репертуаре певца-Высоцкого было написано более 600 песен и 200 стихов, на его концертах собирались толпы поклонников. Он выпустил 7 студийных альбомов и 11 сборных альбомов, он провел более 1,5 тыс. концертов на родине и в отдельных странах, он был хорошо принят в США и Канаде.
Но он хотел бОльшего, он мечтал о работе в западном кино, у него были конкретные планы и контакты с голливудскими продюсерами. Но это были лишь иллюзии, так как неугомонные и вездесущие надзорные органы Минкульта препятствовали известному бунтарю с Таганки. За Владимиром с момента прихода в театр Ю.Любимова закрепилась репутация непокорного и скандального творца. Всеобщая народная популярность Владимира раздражала Минкульт, и его превратили в номенклатурного изгоя. Народ его любил и обожал, а номенклатура втихую балдела под его песни дома, а публично всемерно травила актера и певца.
Владимир не был паинькой, он очень много курил, часто выпивал в компании многих друзей, чтобы заглушить чувство обиды и несправедливости в условиях травли и спущенной сверху необоснованной критики во всех источниках. Но самым страшным для его здоровья оказалось увлечение наркотиками в приступах отчаяния. Первое обострение здоровья случилось в 1969 г. и его спасла забота 3й жены М.Влади, которая настояла на немедленной операции. Болезнь почек развилась у него в середине 70х годов, и Владимир пытался заглушить болезнь приемом наркотиков, по существу, обрекая себя на неизбежный фатальный исход.
Владимир Высоцкий скончался 25 июля 1980г. в возрасте 42 года в самый разгар Олимпиады-80 в Москве. Власти пытались даже запретить его похороны и прощание с любимым артистом. Но народ не обманешь, похоронная процессия собрала более 110 тыс.чел на Таганке и сопровождал гроб на место захоронения на Ваганьковском кладбище. Куда уже почти 40 лет не зарастала народная тропа с горой цветов на могиле. Статуя, установленная на могиле Высоцкого в 1985 г., руки скульптора Рукавишникова, как нельзя лучше олицетворяет непокорный дух народного поэта, певца и актера Владимира Высоцкого.
фото
Лучшей эпитафией безвременно ушедшему легендарному Владимиру Высоцкому могут служить стихи его не менее легендарного наставника и признанного барда Булата Окуджавы:
... О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот ещё одному не вернуться назад из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как ушел, так и жил, а безгрешных не знает природа...
Приведу самые известные хиты в исполнении незабвенного Владимира Высоцкого:
До будущих встреч, друзья. Искренне ваш, @yurashka1312