ГРЕХОВНОСТЬ И ГРЕХ
Греховность, вошедшая в природу человека после первородного греха, — это стремление (склонность) человека (точнее его сердца, ума, воли) ко греху.
Психической основой (основанием, корнем) греховности и греха является стремление (желание) получать удовольствие от мыслей и действий, которые, по своей сути, являются греховными.
Свт. Тихон Задонский говорит: «Сладок человекам грех, но горьки его плоды им. Семя горькое горькие и плоды рождает». Св. Андрей Критский пишет: «Вместо Евы чувственной во мне восстала Ева мысленная — страстный плотский помысел, обольщающий приятным, но вкусу доставляющий всегда горький напиток» (Андрей Критский. Великий Канон, читаемый в понедельник первой недели Святого и Великого поста. Песнь 1).
Иначе говоря, ВОЗМОЖНОСТЬ получать удовольствие от греха, заложенная в природе человека, превратилась, после его грехопадения в раю, в СКЛОННОСТЬ (ПРИВЕРЖЕННОСТЬ, ПОБУЖДЕНИЕ) именно к такому виду удовольствий. То что у праведного человека будет вызывать отвращение, у подверженного греху будет вызывать удовольствие, наслаждение и счастье, переходящие в любовь, например, к славе земной (славолюбие), власти (властолюбие), похотливым утехам (сластолюбие) и, как одному из средств достижения всего этого, — к богатству (сребролюбие).
По мнению прп. Антония Великого: «Зло приразилось к теству, как ржавчина — к меди и грязнота — к телу». Прп. Макарий Великий учит: «После того, как человек уклонился от заповеди и подвергся осуждению гнева, грех взял его в свое подданство, и сам, как некая бездна горечи, и тонкая и глубокая, вошедши внутрь, овладел пажитями души до глубочайших ее тайников ... обратился в привычку и предубеждение, с младенчества в каждом возрастает, воспитывается и учит его худому».