ХРИСТИАНСТВО. РЕЛИГИЯ. ЦАРСТВО
Христианство в целом и православие, в частности, являются не только религией, представляющей собой систему догматов, правил и символов, но и Царством, которое проповедовал Иисус Христос. Просто знание системы догматов, без определенной духовной настроенности (направленности), еще не гарантирует нахождение в Царстве. Свт. Григорий Палама говорит об этом так: «Видишь, что нет никакой пользы от простого знания? Да что знание о наших обязанностях, о видимом мире или о мире невидимом! Даже знание сотворившего все это Бога не может само по себе никому принести пользы, потому что, говорит златоустый богослов Иоанн, “какая польза от Писания там, где нет боголюбивой жизни, которую Господь пришел насадить на земле? ”» (Триада I, ч. 1, гл. 1, п. 9).
Иначе говоря, просто рациональное знание различных религиозно-философских аспектов весьма далеко от их мистического понимания и нахождения в Царстве. Здесь приходит на ум известная притча: Приехали ученые миссионеры на один остров и стали учить местных жителей основам Христианства. Через некоторое время миссионеры сели на корабль и отправились домой. Смотрят, а по воде бежит один из жителей, держит в руках Библию и кричит им: постойте, постойте, я не понял, как правильно толковать этот текст в Библии!
ТАКИМ ОБРАЗОМ, МОЖНО ДОСТИЧЬ ВЫСОКОГО ДУХОВНОГО УРОВНЯ, НО ПРИ ЭТОМ ЗНАТЬ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ БОГОСЛОВСКИЕ ИСТИНЫ. А МОЖНО НАОБОРОТ, ЗНАТЬ ЭТИ ИСТИНЫ, НО ПРИ ЭТОМ БЫТЬ ДАЛЕКО ОТ ЦАРСТВА!
Также отметим, что для благочестивого и боголюбивого ума: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2 Тим. 3: 16). Свт. Василий Великий учит: «Мы склонны изучать небо тщательнее, чем себя самих. Не пренебрегай же чудом, заключенным в тебе… Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, я через это крохотное создание постиг великого Творца». По мнению свт. Феофана Затворника: «Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен. Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить». Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет: «Я знаю, что познание себя самого и познание Бога моего с Его делами — необходимее всех знаний».