Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
sophistic
7 лет назад

О ЛИТЕРАТУРЕ

Краткая аннотация

Публицистическая статья о значении художественной литературы. Есть ли у неё истинная, глобальная цель, и в чем её польза для каждого из нас? Прошу вашего обсуждения. Также опубликована мной на портале Проза.ру.

Ссылка: https://www.proza.ru/avtor/eimic

О литературе

"Нам еще рано гнать искусства, они у нас еще своего дела не сделали" .
А.Н. Островский

Если вопрос об определении искусства остается открытым для большинства умов, либо вовсе неизвестным и не требующим ответа – для большинства людей, то о художественной литературе сделать такое заключение будет не правильно. Так? Или нет?

Казалось бы, на вопрос, зачем читать художественную литературу, ответ очевиден для всех. Наверняка каждый из вас подсознательно, а может даже вслух, ответил сейчас же. Как бы ни было, позволю себе сказать, что ответ вами данный – неверный. И попытаюсь даже доказать справедливость своего несогласия, и простой вопрос отправиться бороздить закоулки сознания и провоцировать мышление; справиться с ним будет нелегко.

Изъясню очень кратко, ибо доказывание не должно быть расплывчато. Итак, прошу внимания.
На вопрос: «Для чего необходимо человеку знакомиться с достижениями мировой художественной литературы» первым приходит в голову следующий вариант. Литература с малых лет призвана развивать в человеке духовные, нравственные качества. Психологическое состояние человека на протяжении всей его жизни зависит от того, насколько он приобщен к культуре, искусству, в частности к литературе. Его темперамент, поведение, знания, кругозор, в конце концов, являются психологической основой всей жизни.

На этот счет приведу два ответа на мой вопрос, двух разных людей. Я не давал времени думать и формулировать ответ красиво, а просил выдать первую мысль на этот счет, и вот: «Художественная литература расширяет рамки и мировоззрение нашей закостенелой и зацикленной личности», - первый ответ, и второй: «…чтобы задуматься над тем, кто ты есть. Какой ты человек, каким хочешь быть. Как им стать? И как не осуждать людей, потому что сам такой же». Позволю себе свести суть данных ответов к одному утверждению: художественная литература в широком смысле воспитывает человека.

Так выводим ли мы следствие, что люди любящие, читающие, знающие литературу, обязательно, или в большинстве своем являются людьми порядочными. Они не лгут, не прислуживаются, прислушиваются к совести и духовному началу чаще, нежели вожделеющему. Так ли это? Вовсе нет.

Сколько каждый из вас ежедневно встречает людей, выросших в мире литературы, но абсолютно не соответствующих стереотипу, что литература обязательно воспитала их. Эти люди умны, добры? Напротив, вы замечаете злость, низость и поражаетесь их корыстному мышлению. Проходят сотнями мимо вас, иногда сильно задевая и оставляя свой грязный след. Самые разные люди: от дворника до президента, встречающиеся на улице или на экране телевизора, а то и в вашей постели. А каковы те, кто не прочел ни книжки в своей жизни? Сколько я лицезрел людей с четырьмя классами школьного образования или вовсе без такового, в особенности в деревнях – добрейшие люди, их души открыты и в них приятно заглянуть, и в них можно созерцать благодеяние. Это называют природным умом. Да, я привел две абсолютные противоположности, но меня нельзя обвинить в метании из крайности в крайность, вы сами прекрасно знаете – это так есть в действительности.

«При знакомстве с миром художественной литературы мы притрагиваемся к истории народа того времени, к их быту, нравам. Так же из художественной литературы можно взять многие ситуации жизненные и перенести в реальность, что помогает по-другому взглянуть на обстоятельства, окружающие нас», - это еще один ответ на известный вам вопрос. Может быть, литература - то знание или даже умение, помогающие разрешать жизненные проблемы, дающие понимание, как действовать в той или иной ситуации? И такой подход, по-моему, провальный. Здесь речь идет о специальных знаниях, об образовании в узком смысле этого слова. Какая жизненная ситуация должна принудить человека действовать, как действовал Раскольников? Я уверен, вы приведете массу примеров более подходящих, но все же. В условиях нищеты и душевного расстройства действовать «по Раскольникову» - противоправно как минимум. В этом случае литература развращает, а не воспитывает! Или наоборот: не действовать как Раскольников, извлекая урок, - тогда вопрос остается открытым, как все-таки действовать, если у вас долги и кредитор мучает вас и угрожает. Так вот специальные знания не приобретаются посредством художественной литературы, здесь и объяснять нечего. Когда на повестке дня стоят бытовые проблемы, работа и прочие подобные вещи, литература даже может навредить.
Если же речь идет о ситуациях в жизни, когда их разрешение связано с моралью и духовным миром, то мы снова возвращаемся к проблемам воспитания, о которых я уже говорил. Человек способен выразить раскаяние и без прочтения горы книг. Если он чувствует вину перед кем-то и имеет потребность исправить ситуацию, насколько это в его силах, необязательно открывать роман «Воскресенье» и штудировать, какие поступки совершает Нехлюдов, даже если ситуации похожи точь-в-точь.

Единственное, с чем глупо спорить: литература, как известно, развивает мышление, выражение мысли посредством слова. Письменная и устная речь на русском языке – особая красота; и красивый, правильный язык оставляет впечатление, словно от прозвучавшей музыки, - так говорили иностранцы носители русского языка. Пожалуй, никакая часть нашей культуры не игнорируется нами также часто, как красивая русская речь.

Думаю, однако, что литература имеет какую-то высокую цель. Слишком она полна загадок, чтобы нести в себе задачу, грубо говоря, учить людей верно ставить ударения в словах, верно расставлять запятые, пользоваться безграничным лексиконом и т.п. У каждого найдется знакомый – пафосный дурак, который употребляет такие экзотические эпитеты и возвышенные формы, какие были известны только французским философам, рассуждающим об искусстве.

Высокой цели может и не оказаться, все может быть гораздо проще. Возможно, мы смотрим на художественную литературу, как на солнце. Мы пытаемся объяснить явление, обожествляем его, но оказывается с одной стороны, все просто, и глобальная цель видна: все живое обязано солнцу; но в то же время вопросов и загадок только прибавилось.

Я искренне желаю быть оспоренным и верить в обратное, нежели я пытаюсь здесь изъяснить. Интересно было бы посмотреть на мир, в котором все до единого познали литературу, но такой эксперимент провести невозможно. В целом мир остается меркантильным, и главным достижением меркантильного мира является некий успех, или успешность. В целом это объясняется несколькими простыми формулами. Например, мужчина пользуется успехом у женщины на этапе подросткового возраста или в юности: как правило, за счет занятий спортом, что создает простое влечение, немного уверенности в себе, открытости, беззаботности на грани с весельем и дело сделано; на этапе «выхода в жизнь»: скорее перспективы, касающиеся социального и имущественного положения. Или, к примеру, успех в социуме достигается престижным образованием, специальными знаниями, умением работать так, как требуют работать высшие чины, вести дела так, как требует их вести система. Отсюда карьера – необязательно блестящая, деньги – необязательно огромные, но достаточные для жизни без сюрпризов и тревог. Не слишком ли я упрощаю? – не слишком. Большинство людей, испытавших упомянутый успех, прочло за свои годы… хорошо, если школьную программу. А уж сколько полезных зерен извлекли эти люди из того одного колоска художественного слова? Очень сомневаюсь, что извлекли. Не знаю, хорошо это или плохо, имея в виду злополучные формулы «как стать успешным».

Многие сейчас говорят об обществе потребления, и так много, что не требуется раскрывать это понятие. Я бы даже сказал, что модно стало говорить об этом. Говориться скорее о том, как исключить главные его признаки: нежелание участвовать, воспроизводить, мерзкий нигилизм по отношению к искусству; но только говориться. Чтобы потребить, человеку надо от нескольких секунд, до нескольких часов, но не более; чтобы произвести – от нескольких лет до нескольких веков. Даже для английского газона, где-нибудь в Лондоне, потребовалось три века каждодневной стрижки, ухода, чтобы его вид вызывал восхищение. И теперь этот газон не просто искусственная декорация, в нем целая традиция! Примеров много и вовсе не стоит их приводить.

Время – либо наш враг, либо наш друг. К слову, Библия остается непонятой до сих пор, спустя многие века. Однако один человек сказал мне, что однажды ее смыслы кем-то были поняты, потому-то и именно с тех пор священное писание трактовано определенным образом для целых народов, а в сущности извращено. Но и в этом случае я могу сказать: следует познавать вновь. Так и значение художественной литературы: остается неизвестной ее истинная, высокая цель. Но перестаем ли мы пытаться познать ее? – нет, даже зная, что такой цели может вовсе не оказаться; потому что время не стоит на месте, идут те самые годы и века, которые нам с вами нужны для постижения заветной истины, - и в этом наше преимущество. Лишь бы во все времена оставались в мире те избранные, кто желает вырастить благодеяние, но не убить его.

0
0.464 GOLOS
На Golos с December 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые