Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
maryfromsochi
8 лет назад

Деньги затуманивают голову. Бизнес в искусстве.

С 17 по 28 февраля 2017 года в Сочи состоялся главный фестиваль искусств не только зимы, но и всего года. В нашем городе его ждут как глоток свежего культурного воздуха, как праздник, как луч в темном царстве. Всегда ожидания полностью оправдывались. Однако в этом году что-то пошло не так: завышенные цены (от 1000 до 7000 рублей) никак не соответствовали уровню привезенных концертов/спектаклей. Понимаем, что экономическая ситуация и отсутствие конкуренции сыграли не последнюю роль, но все же правило «имени», на которое вначале работаешь ты, а которое потом работает на тебя в любой момент может нарушиться. Но не будем пессимистами и ниже разберем, что же пошло не так на «Юбилейном фестивале Башмета». 

 «Не покидай свою планету» 

Накануне гала-концерта в Зимнем театре «давали Хабенского», спектакль по мотивам «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери «Не покидай свою планету» в постановке петербургского режиссера Виктора Крамера, пришел увидеть Владимир Путин. Кстати встречали его также как и провожали - апплодисментами стоя - наградой, которую Хабенскому вместе с Башметом еще предстояло заслужить. Постановка получилась очень вольной и, к сожалению, не вызывающей никаких чувств. Многочисленные рецензии, говорящие о спектакле как о представлении, трогающем до слез, после просмотра постановки смотрятся лживыми. Перенести «Маленького принца» на сцену и так не просто, а превратив его в моноспектакль с читкой книги то с средины, то с конца и с всемогущим мэйпингом, заменяющим декорации и актеров - вообще большая неудача. Не спасал и Хабенский, явно пытавшийся вытянуть из постановки хоть какую-то душу. Не хочется ругать, но спектакль не получился. Только в одном моменте, когда Хабенский примерил на себя роль Лиса и пытался уговорить зрителя из зала его приручить - спектакль поймал нужную интонацию истории. Ведь «Маленький принц» - это притча которая дышит на полутонах. Она не может быть для всех, она не может быть зрелищной, она бьет точно в цель только тогда, когда разговаривает наедине только с твоей душой. К сожалению в «Маленьком принце» Виктора Крамера этого не случилось.

 

Гала-концерт открытия фестиваля

Гала-концерт открытия фестиваля выглядел традиционно. Много звучало Моцарта, для которого были приглашены музыканты с разных точек земного шара. Концертная симфония для гобоя, кларнета, фагота и валторны  Ми-бемоль мажор собрала интернациональную команду: Филипп Тондре (гобой, Франция); Валентин Урюпин (кларнет, Россия); Рие Кояма (фагот, Япония); Хосе Винсент Кателло (валторна, Испания). Бриллиантом вечера стал скрипач из Италии Массимо Кварта с композицией Н. Паганини «I Palpiti», сорвавший овации и укравший восторг зрителей у других музыкантов. Его блистательная игра, о которой можно сказать: «живет музыкой душой, а не исполняет по нотам» - разбудила каждого, заскучавшего одной композицией ранее. Пожалуй, это главное событие вечера, ради которого можно было и поскучать на других композициях.

«Dream around the Opera»

Не обошелся фестиваль и без традиционного балетного вечера «Dream around the Opera» («Мечты об опере»). Каимся, не смогли себя заставить досидеть до антракта. Первое действие было отдано на растерзание солистам Национальной Парижской оперы Доротеи Жильбер и Матье Ганьосу с танцевальным перфомансом «Тристан и Изольда». Не знаем, проходили ли они конкурс перед тем как принять участие в фестивале, но принадлежность танцоров к театру «Гранд Опера» вызывает сомнения. Аскетичная сценография уместилась бы в чемоданчик, который можно пронести в ручной клади, и это не комплимент, а мастерство танцоров могло бы соревноваться разве что с классами фитнес-клубов. Прогибы оставляли желать лучшего, а растяжка вызывала удивление, танцор то и дело путался в своих ногах. Билеты на балетный вечер доходили до 5000 рублей за места в партере, что никак не соответствовало качеству того, что могли увидеть на сцене. Игра на чувствах зрителя: «Если вам не нравится - вы ничего не понимаете в искусстве» - видимо сработала. Танцевальный вечер не отвратил сочинскую публику от фестиваля, даже несмотря на фонограму с флэшки, заменяющую живой оркестр (который, казалось бы, должен присутствовать на Юбилейном X Зимнем международном фестивале искусств).

Fortunatissimo

На четвертый день фестиваля зрителей ждала вторая постановка Виктора Крамера «Fortunatissimo» или «Безнадежно счастливый человек». В ней режиссер вновь выступил  в качестве сценографа, и вновь использовал мэйпинг вместо сменных декораций. Жанр спектакля был обозначен как «комедия буфф», на сцене рядом соседствовали оперные певцы (Алуда Тодуа, Дара Савинова, Юрий Городецкий, Дмитрий Овчинников, Евгений Чернадьев, Маргарита Калинина) и драматический актер (Евгений Стычкин), исполнявший роль одновременно и Россиини и Бомарше. Спектакль показывался в Сочи впервые, возможно сказалось волнение, но Евгений Стычкин то и дело забывал слова, а декорации подводили актеров. Хотелось бы отметить, что на роль «рассказчика» нужно было бы взять актера более пластичного, так как часто движения выглядели лишь заданными заранее изменениями поз, а не отражением чувств героя. Несмотря на интересные режиссерские находки (закольцованность сюжета с помощью винного крана и выход «Россини» в зал с пастой, приготовленной для зрителей) и шикарный ансамбль «Солисты Москвы», звучащий идеально, спектакль получился очень сырым и не отрепетированным. То и дело возникало чувство неловкости за артистов, брошенных в открытый космос на растерзание зрителей. 

Гонконгский оркестр китайских инструментов

С музыкой на фестивале дела обстояли в разы лучше, чем с постановками. Наверное здесь сказалось, что Юрий Башмет все же музыкант, а не режиссер. Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Гонконгский оркестр китайских инструментов звучал профессионально, достойно и на уровне лучших оркестров Поднебесной и России. В программе вечера прозвучали как русские, так и китайские и европейские композиции. Специально для этого вечера композиторы Александр Чайковский и Тан Дун, написали для этого вечера произведения, которые также были исполнены. Главным событием стал дирижер из Китая - Ян Хуэйчан, сдержанный и строгий повелитель музыки, которого слушал беспрекословно не только оркестр, но и весь зал. В конце выступления Ян по взмаху палочки заставил зрителей подпевать, похлопывать и радоваться, словно детей. 

«Ночные снайперы»

«Дуэт» «Ночных снайперов» во главе с Дианой Арбениной и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» во главе с Юрием Башметом впервые случился в 2015 году, во время VIII Зимнего фестиваля искусств в Сочи. Тогда сама Арбенина призналась, что волнение зашкаливало. На этот раз правильный мандраж присутствовал, однако он был более близок уже к эйфории, чем к страху. 22 февраля в Зимнем театре было не протолкнуться, в кассе объявили: Все билеты проданы, у входа дежурили те, кому билет не достался, в надежде перекупить, прессе оставалось надеяться только на стояцие места у стенки. Зал гудел. Такой ажиотаж в Сочи последний раз был на Олимпиаде, и это не преувеличение. Концерт шел почти 4 часа с антрактом и в полной мере выражал заявленный симбиоз рока и классики. В восторге остались даже те, кто никогда не был замечен в рядах поклонников Дианы Арбениной. Никого даже не отпугнули высокие цены. Как бы не казалось удивительным, концерт «Ночных снайперов» и Юрия Башмета стал самым массовым и самым запоминающемся на фестивале. 

«Евгений Онегин»

Опера и чтения - так можно озаглавить вечер «Евгений Онегин» в постановке Ильи Ильина. Режиссер объединил главы «Онегина» со сценами из оперы Чайковского и отдал их артистам Антону Шагину (Ленком) и Светлане Ивановой (Современник). После Евгения Стычкина в «Севильском цирюльнике» и Михаила Трухина в «Фантастической Кармен» - выбор актеров был спасением. Оперные артисты были, как и ожидалось, на высоте.  За оперу отвечали солисты Жаля Исмаилова (сопрано); Сергей Романовский (тенор); Ирина Шишкова (меццо – сопрано); Андрей Жилиховский (баритон) и Олег Цыбулько (бас). Музыка была в руках государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. А сценография отражала формат вечера: несколько стульев, свечи, столы и балюстрады - все в лучших традициях классицистического театра. Фестивальный «Евгений Онегин» не был потрясением, но он был приятным проведением вечера. 

«Фантастическая Кармен»

На «Фантастическую Кармен» в Зимний театр стоило идти за сценографией Марии Трегубовой, она не только многократная обладательница театральной премии «Золотая маска» и главный художник Лаборотории Дмитрия Крымова, без ее сценографии сейчас не обходятся лучшие театры России. На этом о плюсах все. Режиссер постановки - Павел Сафонов не раз был уличен в создании холодных, отстраненных и плохо сделанных спектаклей - в этот раз исключения не произошло. Бессмысленные бесконечные движения героев, навязанные актером, чтобы скрыть их беспомощность на сцене и огромные провисы по ритму спектакля - заслуги Сафонова. Главному актеру постановки и «звезде» МХТ им. А.Чехова - Михаилу Трухину - уже не первый год хочется подарить книгу по технике речи, так как понять что он говорит - нет никакой возможности. Странно, что актер добравшийся до таких высот так халатно относится к своему речевому аппарату. В защиту «Фантастической Кармен» можно сказать лишь то, что в отличии от большинства спектаклей, которые привозят в Сочи, музыка не была записана на флэшку, а исполнялась в живую Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия». 

П.с. Эта статья должна была быть опубликована в журнале, где я работала. Но не прошла цензуру, так как ее сочли слишком жесткой и конфликтной. Делюсь ею с вами.

Фото были сделаны не мной, мне их прислал пиарщик фестиваля, к сожалению, не знаю как обозначать ссылки в таких ситуациях. 

0
70.442 GOLOS
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые