[РИСОВАНИЕ] Как я начинала. Портреты
Кто-то "тренируется на кошках", а я на селебритиз :) Ну, рисовать портреты, я имею в виду.
Вообще, я люблю рисовать с детства. Все стенгазеты нашего класса выходили "из-под моего пера" и всегда положительно отмечались преподавателями, но так сложилось, что мама отвела меня в танцевальный ансамбль. Я настолько была в восторге от танцев, что тяга к рисованию отошла на задний план.
Мое первое настоящее обучение рисованию случилось более полутора года назад, на мой день рождения, когда я с мужем записалась на экспресс-курс в Будапеште. Мало того, что он длился всего 2 дня, так еще был персональным! На тот момент мне надо было со скоростью света освоить основы рисования, потому что передо мной стояла супер-задача: за несколько дней создать проект по рисованию светом. И чтобы ее выполнить, я решила, что неплохо бы ознакомиться с академическими знаниями. На тот момент я не понимала, что техника рисования карандашами либо кистями настолько отличается от передачи света и тени фонариком, как Солнце отличается от Луны. Все же, я тогда получила предостаточно полезной информации и хитростей этого изобразительного жанра, создала проект, нарисованный светом и время от времени между выступлениями и репетициями брала в руки карандаши.
То молниеносный курс был направлен на развитие правого полушария, чтобы при рисовании отключалась логика и анализ, а включалось восприятие и фантазия. И чтобы "приглушить" одно полушарие и активизировать другое, нам давали странные задания (преподаватель стразу предупредил, что рациональности в заданиях не будет): мы рисовали картинки вверх тормашками, быстро очерчивали контуры предметов, стоящих перед глазами, зеркально отображали кривые на листе бумаги. И все эти манипуляции были для того, чтобы мозг начал рисовать не помидор или вазу, а пятнышко вот здесь и удлиненную линию вот там.
Было очень познавательно, что сказать!? Даже не только с точки зрения рисования, а с точки зрения психологии и изменения мышления. О чем речь? В первую очередь о том, что внимание определяет все. Просто ВСЕ. Как в рисунке, так и в жизни. Это затертое выражение уже потеряло искру, потому что звучит на каждом тренинге и в каждой статье по психологии. Его сложно воспринимать всерьез. Но в этом-то как раз и секрет: если осознать, куда направлено внимание, то возможно изменить направление туда, куда хочется. Что-то меня унесло в психологию. Возвращаюсь...
Внимание в изображении действительности на холсте тесно переплетено с усидчивостью. Впопыхах невозможно разобрать детали, увидеть свет и тень, понять, где стОит сделать линии более контрастными, а где более незаметными. Чтобы научится рисовать, нужно сначала научиться рассматривать. Причем не только в процессе накладывания красок на полотно, а в разных ситуациях в жизни. Идешь по улице, смотри как вдали выглядят дома, сидишь в метро, наблюдай как падает верхний свет на лица людей и создает причудливые тени. Окно, к примеру, днем выглядит по-одному: оно прозрачное, видно, что находится за ним, и в нем может быть заметно легкое отражение интерьера; окно ночью при включенном свете в комнате — это совсем другой предмет: темный с выраженными бликами, отражением и практически непонятно, что расположено за ним.
Суть, которую я вынесла для себя за те два дня, состоит в том, что регулярное созерцание объектов реальности дает отличные знания о том, куда падает тень при разных источниках света, обеспечивая предметам объемность. Плюс перспектива (предметы вдалеке и вблизи), без которой никуда. А самым важным моим открытием оказалось то, что наблюдательный процесс сам по себе безумно интересный: научиться не просто смотреть, а видеть!
Позвольте представить вашему вниманию три портрета знаменитых Николаса Кейджа, Анджелины Джоли и Хью Гранта, нарисованные мною полтора года назад как финальные работы пройденного обучения. Они выполнены на уплотненной бумаге простыми карандашами разной мягкости от 2НВ до 8НВ. Хью Грант был первым. Под пристальной опекой преподавателя я поначалу робко, а через пару десяток минут довольно смело вырисовывала линии, пятнышки и изгибы вместо бровей, бликов и черт лица.
Рисовать круто!