«Удачливое солнце» Забайкалья. Бурятская культура в творчестве Даши Намдакова
По-настоящему чувствовать природу и передавать ее в своих работах может только художник, который рос в непосредственной близости к этой самой природе, который научился ее понимать и чувствовать. Бурятскому скульптору Даши Намдакову, чье имя с бурятского переводится как «Удачливое солнце», повезло в этом плане. Он стал шестым ребенком в очень простой семьей, жившей в селе со смешным названием Укурик, что в Забайкальском крае. И кстати, он даже не был младшим ребенком, всего в семье было аж восемь детей.
Детство он провел, играя со своими братьями и сестрами в степях. А еще родители учили его традициям семьи, которая принадлежала к древнему роду особых художников-кузнецов. Всех мастеров этого рода учили работать с огнем, считалось, что огонь — это священный символ этой культуры, которым отмечались народные мастера. Искусство и природа окружали Намдакова с детства и в какой-то момент он тоже занялся творчеством. Трудно представить другую судьбу для этого мальчика, который настолько был вовлечен в культурную жизнь и обучался традициям и легендам.
Его работы — это смесь разных техник и стилей. Хотя все они, в основном, связаны с традиционным для семьи огнем. Другие техники он изучал уже позднее. Художник занимается ковкой и литьем и создает из бронзы, меди, драгоценных металлов и камней и даже из бивня мамонта фигуры. Это изображения животных и людей, которые несут в себе глубокий отпечаток культуры Бурятии. Звери отчасти напоминают животных скифо-сибирского стиля, отчасти — любых других животных, созданных древними людьми. Люди слабо похожи на реальных людей, они очень условны и стилизованы, будто их создавал древний художник. Эти скульптурные композиции передают древние архаические образы скифов, но они пропущены через современное видение мира, как будто бы они не сохранились с давних времен, а некий древний мастер оказался в нашем времени и создавал эти замысловатые фигурки уже сегодня.
Современные искусствоведы отмечают, что работать в таком стиле нужно иметь смелость, потому что как в живописи нет ничего хуже «подделки под Баския», так же в скульптуре нет ничего хуже, чем подделка под древность. Но в случае с Намдаковым, это вовсе не подделка, а оригинальное художественное видение.
Авторский стиль есть во всем, что создает скульптор, будь то большая работа или маленькое, ювелирное украшение. В основе всех его работ лежит его национальная культура и природные мотивы, тут легко увидеть традиционные черты культуры Центральной Азии и даже кое-что от буддизма. Это связано также с семьей художника. Его родители и братья и сестры — буддисты, сам Намдаков тоже буддист.
Он сам отмечает большую роль религии, культуры и традиций в своем творчестве. Намдаков, говорит, что в детстве у него был очень богатый мир с животными, духами и различными волшебными существами. Никто не мешал мальчику фантазировать, видеть прекрасное и пытаться понять себя через окружающий мир. Правда, школа оказалась для него ударом, поскольку учился он в интернате, где был жесткий график и скульптор оказался не готов выкинуть из головы все то, что ему дала семья. Это даже привело к серьезной болезни, от которой позднее Намдаков все-таки смог избавиться.
На выставках художника можно встретить не только очень частные мотивы бурятской культуры, тут есть и герои, которых может узнать каждый. Например, среди его работ есть обычные минотавр и кентавр. Но бурятские легенды оживают в руках Намдакова намного ярче.
Так, например, у художника есть работа «Конь Модэ», которую Намдаков создал по легенде о лошади хана Модэ. Это животное было лучшим другом основателя империи Хунну. По легенде он решил застрелить животное и потребовал воинов последовать его примеру. Те, кто не смог пойти на такой шаг и убить красивое, здоровое и активное животное, были казнены. Так он проверил преданность воинов. После этого хан направил стрелу в свою жену и опять-таки казнил всех, кто не последовал его примеру. Таким образом он смог собрать преданную армию, в которой был уверен, и в нужный момент армия поддержала его, когда Модэ решил застрелить старого хана. Конь стал символом беспрекословного следования всем приказам главнокомандующего, что характерно для многих азиатских военных.
Сейчас скульптор является признанным мастером во всем мире. Его работы хранятся в музеях Санкт-Петербурга и Москвы, Лондона и Флоренции, Нью-Йорка и Новой Зеландии.
-----—-----
@surikat-altruist