Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

История одной картины. «Девятый вал» – это не про революцию!

Было, было такое время, когда сюжет картины Ивана Айвазовского «Девятый вал» толковался как политическая аллегория. Говорят, что даже экскурсоводы в Русском музее перед этим монументальным полотном вспоминали волну революций, прокатившуюся в 1848 году по Европе. А иногда еще и безвременную кончину Виссариона Белинского умудрялись «привязать» к этому яростному природному явлению, столь реалистично изображенному на холсте…

И. Айвазовский "Девятый вал", 1850 г.

Однако едва ли автор картины, признанной шедевром практически в тот же день, когда она была написана, думал о каких бы то ни было революциях и мятежах. Ведь доподлинно известно, что художником безраздельно владела одна страсть – любовь к морю. И связь стихии с политикой видится в данном случае, как говорится, «притянутой за уши».

Шторм Айвазовского – это талантливый показ природной стихии, прекрасной в своей силе и независимости, и поиск подтекстов и тайных значений здесь – неблагодарное и крайне нелепое занятие. Тем более, тема драматического противоборства человека и стихии довольно распространена среди творческих людей – поэтов, писателей, музыкантов и, конечно, художников. Так какая, к чёрту, революция, хоть и захлёстывает волной народ довольно лихо?..

Фрагмент картины «Девятый вал»

Не страх, но восторг!

Известно, что Айвазовский не писал с натуры. Только воспоминания об увиденном когда-то, только беглые наброски. И вообще, видел ли он девятый вал? Или всё это его буйное воображение? Оказывается, видел! И был восхищён. И запомнил. И без долгих творческих мучений запечатлел. Конечно, опыт, полученный им во время морского похода из Англии в Испанию, во время которого случился мощный шторм, был дополнен древними моряцкими поверьями о девятом вале – самой большой и ужасной по своей мощи волне из тех, что при шторме наваливаются одна на другую.

Кстати, после того злосчастного англо-испанского похода по Европе пронеслась весть о гибели «молодого талантливого художника». Айвазовский же вспоминал впоследствии, что в то время, когда среди пассажиров корабля царила паника и многие прощались с жизнью, он… любовался неистовостью могучего моря:

Фрагмент картины «Девятый вал»

А еще художник так объяснял свое творчество, отрицающее «прямой перенос с натуры»:

Работать быстро и талантливо

Мнения о том, сколько работал над «Девятым валом» Айвазовский, расходятся. Одни называют 11 дней, другие – 3 часа. В любом случае, утверждают специалисты, следует учитывать факт, что художник писал картину в Феодосии, в собственной мастерской, которая находилась в северной части дома, а это значило, что солнце проникало туда лишь к вечеру. То есть художник имел определенные временны́е ограничения при работе над холстом. Так ведь и 11 дней для такого масштабного полотна размером 221×332 см – совсем немного. А вот в 3 часа верится с трудом. Ну, разве что если исключить работу с эскизами и учесть талант и навык…

В любом случае Айвазовский писал быстро. Неизменно удивлялся живописцам, создающим картины годами. Про себя говорил, что не отойдёт от картины, пока не выскажется. Это выливалось порой в 12-14 часов беспрерывного труда над полотном.

Кстати, его технике воссоздания волн на холсте не переставали поражаться знатоки живописи. Ему блестяще удавалось изображать находящуюся в движении, практически прозрачную волну. Эффекта прозрачности он достигал при помощи приема, называемого лессировкой, когда тончайшие слои краски аккуратно наносятся один на другой. Лессировка Айвазовского критиками называлась виртуозной.

Фрагмент картины «Девятый вал»

Шедевр! Однозначно шедевр!

Картину публика оценила сразу. Где бы она ни выставлялась, тут же выстраивались очереди из желающих ее посмотреть. Критики не скупились на хвалебные отклики и сравнивали «Девятый вал» с «Последним днем Помпеи» К. Брюллова. Заинтересовала картина и известного коллекционера того времени Павла Третьякова. Он писал художнику:

Но императору Николаю I удалось опередить Третьякова. Он незамедлительно купил картину и поместил ее в Эрмитаж. В 1897 году «Девятый вал» был передан Русскому музею. Там полотно находится и в настоящее время. Правда, иногда оно совершает турне…

«Девятый вал» покидал стены музея 8 раз. Самым дальним оказался вояж в Японию. Надо сказать, что японцы очень неравнодушны к гению Айвазовскому. В 2003-м году, когда «Фуджи-музей» отмечал своё 30-летие, его администрацией был проведён опрос постоянных посетителей. Одним из вопросов был такой: какая картина за три десятилетия запомнилась вам больше других? Ответ был достаточно дружен и однозначен – «Девятый вал» русского художника Ивана Айвазовского.


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

5
81.234 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые