Песнь козлов или как Ахиллес Патрокла оплакивал
Древнегреческая мифология – это жесть! Впрочем, как и любая другая мифология. Просто древнегреческая самая раскрученная. Там вечно кто-то кого-то пожирает и кто-то с кем-то кровосмешается. Проклятия насылаются на редкость абсурдные, как с точки зрения логики, так и с точки зрения уголовного кодекса. Боги беспредельничают так люто (особенно на этом поприще отличилась троица «Великолепная А» – Афина-Афродита-Аполлон), что в наше время они отхватили бы сразу несколько пожизненных. Зевс традиционно заводит детей от смертных женщин, а остальные небожители ему в этом по мере сил подражают. В результате этих генетических экспериментов появляются герои – этакие культуристы-отморозки, о чьих подвигах чем меньше думаешь, тем крепче психика.
Одним из таких отмороженных полубогов и был славный герой гомеровской "Илиады" Ахиллес Пелеевич Велосипедов.
Откуда у него такое занятное имя? Ну, Пелеичем он был по батюшке (мамка евонная, кстати, была морская богиня Фетида), а пацаны с раёна – или по-официальному дружина мирмидонян – звали его Быстроногим. Если вы еще не видите связи с велосипедом, поинтересуйтесь этимологией этого слова.
Так вот, характер у Пелеича был под стать происхождению, нордическим. То есть и в личной, и в общественной жизни герой отличался великолепным наплевательством на всех и на всё, что не есть он сам, Ахиллес Быстроногий. Единственное, что возбуждало в нем нездоровую активность, это его репутация Героя. Все остальное ему было глубоко фиолетово, параллельно, по барабану и до лампочки, даром, что её ещё не изобрели.
Но стоило кому-то усомниться, словом или делом, в том, кто тут самый крутой, как у Ахиллеса начинались приступы берсерка, во время которых остановить его могла разве что сверхъестественная сила. Например, однажды во время ссоры с царем Агамемноном понадобилось присутствие самой Афины (той еще миротворицы, между нами говоря), чтобы предотвратить несанкционированное богами кровопролитие. Афина просто схватила Пелеича сзади за волосы, резко дернула и зашипела ему в лицо: «Рукою меча не касайся! Словом, впрочем, ругайся, каким тебе будет угодно».
То есть даже богиня понимала, что мужику нужно было отвести душу, чтоб не разорвало от злости. Но афины являются не каждый день и, чаще всего, когда господин Велосипедов начинал оскорблено орать и размахивать холодным оружием, товарищи просто старались загнать его в шатер, где его лучший друг Патрокл уже ждал наготове со смирительной рубашкой и шашлычками. Работа у парня была – врагу не пожелаешь, хуже санитара в психушке – часами выслушивать ахиллесово «Да я им!», «Да они у меня!», поддакивать и подливать минералочки. По-видимому, он обладал прирожденным талантом укротителя и недюжинной выдержкой. К тому же не любил бить себя пяткой в грудь без особых на то причин. Прямо как не древний грек.
Но, сколько веревочке ни виться, бывает и на Патрокла проруха. Убили парня. Аполлон и Гектор руку приложили. Ну, Аполлон ладно, от безнаказанности его уровень оборзелости давно стал клиническим. А вот Гектору можно посочувствовать, потому что вскоре ему пришлось иметь дело с Ахиллесом Велосипедовым.
Но это потом, а пока Быстроногий устроил по усопшему в своем шатре эпичный Плач. Который впоследствии стал одной из любимейших тем живописцев. То, как они изображали этот драматичный эпизод, достойно отдельного длинного рассказа, поэтому давайте просто всмотримся в эти полотна и отметим самые характерные черты, повторяющиеся из картины в картину.
Во-первых, Ахиллес неприкрыто любуется собою. Обратите внимание, как изящно он отставляет ножку, не забывая при этом делать трагическое выражение лица.
Во-вторых, кто-то из присутствующих в шатре обязательно фейспалмит. Это как раз неудивительно, учитывая характер поведения Быстроногого.
И в-третьих, реакция прочих статистов бесценна! Просто вглядитесь в эти лица на втором плане, и вы увидите, как всех достали выкрутасы Ахиллеса!
Почему художники изображали этот эпизод именно так, и почему феспалм, изящная ножка и мимические гримасы измученных солдат и рабов повторялись из картины в картину, мне неведомо. Но они успешно превратили драму смерти и скорби в фарс.
Итак, главные действующие лица этой, хоть и траги, но комедии (напоминаю, что «комедия» по-гречески – это «песнь козлов»):
1. Ахиллес Пелеич в расстроенных чувствах – 1 шт.
2. Фетида – его богическая маман – 1 шт.
3. Доспехи от кутюр Гефеста, которыми она утешает сына – 1 комплект.
4. Группа поддержки, стонущая на заднем плане – 1 комплект.
5. Брисеида – рабыня, оплакивающая Патрокла по неизвестной причине – 1 шт.
Наслаждайтесь!
P.S. Пока гуглила картины для этого поста, наткнулась на новый сериал от BBC по мотивам Илиады "Падение Трои", в котором Ахиллеса играет чернокожий актер.
Что тут скажешь? – Песнь козлов.
Автор статьи — @weesparrow