Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

Рубенс – звезда фламандской живописи

Питера Рубенса называют "королём художников и художником королей". Основатель нового стиля в искусстве. Яркий представитель барокко. Почитатель Тициана и Брейгеля, дипломат и ценитель искусства, коллекционер. Рубенс прожил яркую и наполненную жизнь, оставаясь более 300 лет звездой фламандской живописи.

Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году в Антверпене. Кажется, что судьба благоволила Рубенсу от рождения – по отцу он был родом из состоятельного семейства, известного своими мастерами-ремесленниками и предпринимателями, а его предки со стороны матери занимались ковроткачеством и торговлей. Оба семейства относились к зажиточным и владели вдобавок недвижимостью.

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет. 1623 г.

Не знаю почему, но биографы художника пишут, что с детства Питер Пауль (так назвали мальчика в честь святых Петра и Павла) не блистал особыми способностями, в отличие от старшего брата Филиппа, с которым он был близок до самой смерти. Факты говорят об обратном.

Суждение Париса. Рубенс. 1639 г.

Едва Питеру исполнилось 10 лет, умер его отец. Мать вынуждена была отдать мальчика в иезуитскую школу. Современники отмечали его поразительную, почти феноменальную память. Питер получил отличное образование по латыни и классической античности. В дальнейшем Рубенс стал искусным лингвистом. Помимо родного нидерландского, он в совершенстве знал латынь, французский, итальянский, а также владел (хоть и в меньшей степени) немецким, испанским, греческим и английским языками.

Благодаря своему положению и связям, Мария Рубенс устроила 13-летнего Питера пажом к графине де Лален. Это позволило мальчику продолжить светское образование, что он с успехом и сделал, получив навыки в каллиграфии и риторике. Но через год Питер твёрдо объявил матери о своём желании обучаться живописи. Это было неожиданное решение: кроме ранних копий библейских гравюр, других доказательств его внезапного страстного увлечения живописью к тому времени не было.

Пейзаж с радугой. Рубенс. 1636 г.

Первым учителем Рубенса был пейзажист Тобиас Верхахт, но дальнейшее мастерство Рубенс постигал у художников-маньеристов Адама ван Нурта и Отто ван Вина. Завершив обучение в 1598 году, он вошёл независимым мастером в Гильдию Святого Луки (гильдию европейских художников того времени). В этот период им было написано не так много работ, о них можно судить лишь по деловой переписке, которую вёл художник.

Одна из наиболее известных картин того периода – "Портрет молодого человека в чёрном" – хранилась в доме Марии Рубенс, мать очень гордилась успехами своего сына. Портрет выполнен в традициях старой голландской школы. Определённо, этот стиль был близок Рубенсу. В источниках говорится о том, что на портрете изображён неизвестный молодой человек, но мне он кажется фотографически похожим на гравюру первого учителя живописи Питера – Тобиаса Верхахта. Те же пропорции лица, тот же взгляд.

Портрет молодого человека. Рубенс. 1597 г.

В 1600 году Рубенс отправляется в Италию, где впервые видит работы Тициана, Веронезе и Тинторетто. Очевидно, что более поздний, зрелый стиль художника сложился под глубоким влиянием Тициана. Там же он приступил к изучению греческого и римского искусства, много копировал итальянских мастеров, особо сильное впечатление на становление Рубенса оказали Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи.

В жимолостной беседке (семейный портрет). Рубенс. 1609 г.

Примерно в этот же период началась и его дипломатическая миссия. Рубенс был востребован на этом поприще благодаря своей образованности и умению заинтересовать людей в разговоре, расположить к себе. Его миссионерская удачливость успешно соединяла в себе искусство живописи и дипломатии, о чём, в частности, свидетельствует и его поездка в Испанию с подарками от Гонзага к Филиппу II.

Последствия войны. Рубенс. 1638 г.

Девять лет, проведённые в Италии, оказали большое влияние на всё последующее творчество Рубенса. Более того, живописец всей душой стремился вернуться обратно. Всю свою многолетнюю переписку он вёл исключительно на итальянском языке, подписываясь не иначе как "Пьетро Паоло Рубенс". Но жизнь сложилась иначе, этим чаяниям художника не удалось осуществиться.

Тем не менее, вглядываясь в полотна мастера, можно однозначно сказать: Рубенс был счастливым художником. Его творческая энергия и буйное воображение создают неповторимый, узнаваемый стиль, чувственный и эмоциональный. Именно Рубенс является родоначальником и ярким представителем стиля барокко – нового художественного языка той эпохи. В его творчестве органично соединились брейгелевский реализм и традиции венецианской школы. Удивляет и то, насколько глубоко он владел историей религиозных и мифических сюжетов, как тонко способен был передать характеры героев на своих портретах.

Портрет Марии Медичи. Рубенс. 1622 г.

Социальное положение портретируемого Рубенс всегда уточнял множеством деталей. Богатые костюмы выписывались особенно тщательно. Фон, драпировка, поза, жесты рук – всё учитывалось до мельчайших подробностей, поскольку служило особым ореолом для лица. Детали картины лишь усиливали и подчёркивали значимость персоны.

Портрет камеристки инфанты Изабеллы. Рубенс. 1626 г.

Рубенс учился мастерству живописи всю жизнь, не стесняясь подражать предшественникам, особенно Тициану и Брейгелю. Освоив все жанры живописи, известные в то время, он стал художником-универсалом. Именно Рубенс стал основоположником новой формы фламандской живописи – жанра сцен охоты.

Охота на львов. Рубенс. 1618 г.

Спрос на картины мастера превышал его физические возможности. За несколько лет работы в Антверпене он создал большую мастерскую, в которой работали его ученики Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, подмастерья и помощники. Рубенс делал эскизы, а ученики переносили их на холст. По завершении работы мастер лишь поправлял результат.

Среди сюжетов картин преобладали сцены охоты и битв, аллегории и евангельские повествования. Часто на полотнах изображались мощные тела людей и животных, что, впрочем, нравилось его современникам. При мастерской была создана гравировальная школа, что способствовало ещё более широкому распространению работ Рубенса.

Встреча Авраама и Мелхиседека. Рубенс. 1626-1628 гг.

Но интересы живописца не ограничивались только художественными мастерскими. Ещё со времён своего пребывания в Италии он был увлечённым коллекционером, особенно его интересовали монеты и медали. Однажды Рубенс приобрёл коллекцию антиков, за которую отдал двенадцать своих картин. Вся коллекция была размещена в специальном помещении дома, который спроектировал сам художник.

Часть усадьбы Рубенса в Антверпене

Дом с мастерскими получился помпезным – один его фасад занимал 36 метров. На внутреннем участке был разбит прекрасный сад с античными беседками. Половину усадьбы занимали мастерские, часть дома была отведена под галерею, где Рубенс разместил собственные работы. Современники писали, что этот дом был самым красивым зданием Антверпена, напоминая скорее готический дворец эпохи Ренессанса, чем усадьбу художника.

Гостиная в доме Рубенса

А между тем, со слов племянника Филиппа, Питер Пауль Рубенс вёл весьма непритязательную жизнь: вставал рано, около четырёх утра, и направлялся к заутрене. Затем шёл писать, оставаясь в мастерской часов до пяти вечера. Пока он работал, наёмный человек читал ему античных классиков, чаще других – Плутарха и Сенеку. Обедал он умеренно, а после отправлялся на конную прогулку, совмещая её с деловыми визитами. Вечером ужинал с близкими друзьями. Терпеть не мог азартных игр и попоек.

Портрет со второй женой Хеленой Фурмен и сыном. Рубенс. 1638 г.

От себя лишь добавлю, что Рубенс был дважды счастливо женат, имел семерых детей и нажил приличное состояние, главное украшение которого 312 оригинальных работ самого мастера, хотя по каталогу Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна. Умер художник в кругу семьи 30 мая 1640 года в возрасте 62 лет.

Источник изображений


Автор статьи @ruta


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»



Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

78
338.533 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (41)
Сортировать по:
Сначала старые