Яркий представитель русской живописи – пейзажист Василий Поленов
«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит» (Василий Поленов)
Добрый вечер всем читателям художественного сообщества @vp-painting!
С вами @viktoria-hrust. Сегодня я хочу рассказать о великом пейзажисте Василии Дмитриевиче Поленове, произведения которого стали неотъемлемой частью русского искусства.
Будущий мастер появился на свет в многодетной дворянской семье в Петербурге. Его отец был секретарем Русского археологического общества, увлекался историей и искусством, а мать брала уроки изобразительного искусства у Карла Брюллова. Благодаря её таланту сейчас мы все имеем представление о том, как выглядел Василий Поленов в детские годы, ведь именно перу Марии Алексеевны Поленовой (Воейковой) принадлежат портреты сына.
Родители с раннего детства прививали своим детям любовь к искусству, поэтому часто нанимали им учителей из Академии художеств. Одним из самых значимых педагогов стал Павел Чистяков, обучающий Василия и его сестру Елену. Именно он "уложил" в голове юного художника осознанное отношение к живописи. Павел всегда советовал своим ученикам:
«Не подумавши, ничего не начинать, а начавши, не торопиться».
Василий проявлял огромный интерес к рисованию, и его целью было поступление в Академию художеств. Но, несмотря на это, родители юноши настояли на получении классического образования в университете. Поленов вместе с братом поступил на физико-математический факультет университета в Петербурге, однако вскоре оставил обучение и посвятил все свое время живописи.
Василий изучал основы художественного и строительного искусств, анатомии и геометрии при академии, после чего окончил ученический курс, получив серебряные медали за свой этюд и рисунки.
Спустя время художник все-таки получил юридическое образование в университете. По окончании обучения Василия наградили Большой золотой медалью и поездкой в Европу на шесть лет за произведение «Воскрешение дочери Иаира».
Путешествуя вместе со своим сокурсником Ильей Репиным, Василий посещает Германию, а затем Италию, где часто бывает в музеях и галереях. Добравшись до Франции, пейзажист очаровывается красотой Парижа и остается на некоторое время жить и работать в городе. Здесь он пишет картину «Арест графини д’Этремон», за которую по возвращении на родину Поленову присваивают звание академика.
Вскоре после этих событий Василий добровольно отправляется в зону сербско-турецких военных действий в качестве придворного художника. Впечатления о войне живописец изобразил в иллюстрациях с поля боя, которые публиковались позднее в журнале "Пчела".
Поселившись в Москве, Поленов писал множество древнерусских интерьеров. Но одним из самых значимых стало произведение «Московский дворик», с которым художник дебютировал на выставке Товарищества передвижников в 1878 году. Самого Василия картина не впечатлила, однако она имела большой успех у критиков и принесла ему популярность. Так, художник становится родоначальником нового жанра – «интимного пейзажа».
Живописец посетил Египет, Сирию и Палестину, где создал серию этюдов и пейзажей с натуры. Возвратившись в Россию, Василий представил картины на передвижной выставке. Его работами заинтересовался Павел Третьяков, и приобрел их.
Вскоре Поленов связывает себя узами брака с Натальей Якунчиковой и отправляется вместе с супругой в Италию. Там художник пишет полотно «Христос и грешница», которое выкупает император Александр III.
В начале 90-х годов Василий перебирается в Тульскую область и приобретает домик на берегу Оки. Спустя некоторое время по его замыслу построили усадьбу, совмещенную с мастерскими, под названием Борок, где пейзажист обучал искусству местных детей. Помимо этого, Поленов много времени уделял написанию декораций для театров, а также неоднократно принимал участие в создании сценариев и режиссерских постановок.
С началом Октябрьской революции художник переезжает в собственное имение Борок. Там он преподает живопись детям и молодежи, принимает активное участие в организации театральных кружков.
В честь 80-летия в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Василия Поленова, а спустя два года ему присвоили почетное звание народного художника России.
Скончался мастер летом 1927 года, похоронили его на берегу Оки.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Автор статьи — @viktoria-hrust