Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

Эрмитаж: атрибуция некоторых художественных произведений

Можно улыбаться или относиться к этому всерьёз, но среди ценителей искусства существует мнение, что все музеи мира делятся надвое: на те, что имеют работы Леонардо да Винчи, и те, где таковых нет.

Считается, что в настоящее время в мире сохранилось 15 картин кисти Леонардо да Винчи, остальное его наследие живописи представлено фресками и рисунками. Пять полотен принадлежат Лувру, по одному находится в Мюнхене и Флоренции, как и в галереях Кракова, Лондона и Вашингтона, остальные представлены в небольших, менее известных музеях.

Фреска “Битва при Ангиари” Леонардо да Винчи (утеряна), 1503-1506 гг. Копия Рубенса

Исследователи творчества Леонардо считают, что его работ на самом деле больше, но процесс атрибуции – доказательства подлинности – процесс нескончаемый. Многие произведения Мастера хоть и не дошли до нас, но стали известны благодаря сделанным наброскам, копиям его учеников, заметкам современников.

“Мадонна с веретеном”. Копия неизвестного живописца-леонардеска, около 1510 г.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что Леонардо написал “Мадонну с веретеном” и “Леду и лебедя”. Леонардесками Франческо Мельци, Больтраффио, Джампетрино было сделано достаточно зарисовок, копий и вариантов картин, чтобы были развеяны сомнения в факте их существования. Благодаря этим работам мы можем получить представление, хотя бы примерное, о том, как они выглядели.

“Леда и лебедь”. Предположительно копия Мельци, около 1515 г.

Во всяком случае, Эрмитаж занимает категорию первой половины музеев-обладателей бесценных шедевров и занимает второе место по их количеству после Лувра. Ряд картин, которые поступили в музей в XIX веке как работы Леонардо, эту атрибуцию не сохранили. Уникальными числятся только две: “Мадонна Бенуа” (Мадонна с цветком) и “Мадонна Литта” (Мадонна с младенцем). Одна из них – ранняя работа флорентийского периода, другая более похожа на какой-то эксперимент и написана не маслом, как все остальные работы Мастера, а особой краской – смесью масла и темперы.

“Мадонна Литта”. Леонардо да Винчи. 1490-1491 гг.

Впрочем, Леонардо постоянно экспериментировал с составом красок и оставил нам больше вопросов, чем ответов. Так “Флора”, выкупленная Николаем I у нидерландского короля за немалые деньги как работа Леонардо, в настоящее время числится работой Франческо Мельци, самого образованного из учеников да Винчи.

“Флора” Франческо Мельци

В Эрмитаже эта картина под названием “Коломбина” появилась в 1850 году и долгое время считалась работой Леонардо. Искусство эпохи Возрождения часто делало заимствования из классической древности, поэтому выбор богини Флоры в качестве образа вполне закономерен. Лицо самой Коломбины очень напоминает лик Мадонны на известном полотне Леонардо «Святая Анна с Марией, младенцем и маленьким Иоанном Крестителем».

“Святое семейство”. Предположительно Джампетрино

Английский историк искусства Клод Филлипс высказал мнение, что это картина кисти самого Леонардо да Винчи, и назвал ее “головоломкой”. Другие искусствоведы считают авторами “Коломбины” Андреа Соларио и Бернардино Луини, а итальянский историк Морелли приписывает авторство Джампетрино. Всё это не удивительно, поскольку полотно отсылает нас к леонардовской школе живописи: овал женского лица, неуловимая улыбка, взгляд, скользящий из-под опущенных ресниц, локоны причёски, точность изображения растений. Да и вся композиция картины в целом выглядит утончённой и выверенной.

“Мадонна Бенуа” Леонардо да Винчи.1478-1480 гг.

Правда, среди работ леонардесков в Эрмитаже встречаются весьма странные прочтения полотен Мастера, например, обнажённый портрет Моны Лизы под названием “Донна нуда” неизвестного автора. Достоверно мы знаем лишь одно: работа появилась в Зимнем Дворце ещё при Екатерине Великой, в 1779 году она приобрела её в составе коллекции Уолпола

“Донна нуда”. Неизвестный художник конца XVI века

Неоднозначны в своих оценках художественные критики относительно авторства “Мадонны Литты”. Многие специалисты считают, что в основу картины положены эскизы Леонардо, но исполнена работа его “мастерской”, в частности, Больтраффио. Тем более, что сохранились наброски рисунка младенца и драпировки с этой картины. На что специалисты “Эрмитажа” возразили, что проведённые исследования и экспертиза полностью подтверждают атрибуцию.

Набросок к “Мадонне с веретеном” Леонардо да Винчи. Около 1501 г.

Из официальной информации о картине следует, что полотно было написано Леонардо да Винчи в Италии в начале 90-х годов XV века. Предварительный рисунок полотна выполнен самим Мастером и хранится в настоящее время в музее Лувра.

Работы леонардесков – это сотни полотен учеников и последователей Мастера, которые позволяют нам приблизиться к пониманию тайны творчества Леонардо да Винчи.

Леонардески: талантливые ученики или прилежные подражатели?

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием


Автор статьи @ruta


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»



Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

19
263.759 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые