Забытые портреты русских красавиц [Рубрика «Тематическая подборка картин»]
Первое, что приходит в голову, когда вспоминаешь об образах русских красавиц в живописи, это портрет Марии Лопухиной кисти В. Л. Боровиковского (1797 г.) и «Неизвестная» Ивана Крамского (1883 г.). Пожалуй, самые разрекламированные образы, как будто и красавиц больше не было. Отнюдь: «…да не оскудеет земля Русская». Итак, знакомьтесь…
Голицына Авдотья Ивановна (1780–1850 гг.). Очаровательная представительница одного из знатнейших родов Измайловых. Получила великолепное образование. Слыла не только красавицей, но и умницей. Замуж была выдана по прихоти царствующего на тот момент Павла I за князя Голицына. Но, по прошествии двух лет брака, объявила мужу, что не намерена более проживать с ним под одной крышей и упорхнула в Дрезден.
Однако позднее всё же вернулась в Россию в Северную Пальмиру, где стала властвовать в своём литературном салоне. И, разумеется, А. С. Пушкин не устоял перед чарами жгучей красавицы.
Одним из известных её портретов является работа кисти Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрен:
Французская художница (тоже, кстати, хороша собой), вынужденная оставить родину ввиду кровавых последствий революции (она была любимым портретистом Марии-Антуанетты), в конце 90-х годов XVIII века проживала в России:
Между прочим, Мари Виже-Лебрен была членом Парижской Королевской академии живописи и скульптуры.
Второй образ Голицыной запечатлён итальянским художником австрийского происхождения – Джузеппе Грасси:
Долгое время он проживал в Варшаве (Польша в то время входила в состав Российской империи), где написал немало портретов представителей русской знати.
Следующий портрет красавицы-аристократки был написан известным русским художником, академиком Егоровым Алексеем Егоровичем:
Калмык по происхождению, он, будучи ребёнком, попал к казакам, которые и отправили его в Воспитательный дом. Оттуда Егоров впоследствии и поступил в Академию художеств. Находясь в Италии как пенсионер, он получил звучное прозвище «русский медведь» за богатырское телосложение и буйный нрав, ибо с кулаком его познакомились многие. Тем не менее Алексей был любимым учителем Александра I, да и не только его. Все, кому пришлось учиться под его наставничеством (а среди таковых был и Карл Брюллов), едва ли не боготворили своего учителя: настолько дружеские и тёплые отношения умел он выстроить со своими учениками.
Ещё одна красавица, тронувшая сердце А. С. Пушкина (причём она была его первой любовью), – Екатерина Павловна Бакунина, по мужу Полторацкая. Её брат-лицеист был другом поэта, и тот не единожды лицезрел свою музу, вдохновившую его на строки:
«…Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты».
(А. С. Пушкин «К живописцу»)
Слова этого стихотворения стараниями лицеиста Корсакова стали романсом, причём весьма популярным.
Будучи любимой фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, Екатерина брала уроки рисования у Александра Брюллова – придворного живописца, который также запечатлел её задумчивый образ:
Да и сама она оказалась хорошим портретистом и оставила потомкам свой автопортрет:
Писал её и основоположник русского акварельного портрета – Соколов Пётр Фёдорович:
Стиль его был лёгок и воздушен, а портреты из-под его кисти выходили, словно невесомые.
А это образ совсем юной красавицы – Елизаветы Григорьевны Волконской (1838-1897 гг.). Художник Михаил Михайлов – сын бывшего крепостного – изобразил девочку с тонкими чертами лица, лет двенадцати. Милое создание, полное невинности, но вместе с тем и аристократизма. Однако же, взгляд её вдумчив не по годам:
Впрочем, это вполне соответствовало нраву и складу ума будущей княгини. Впоследствии, К. П. Победоносцев (обер-прокурор) окрестил её «самой опасной женщиной в России». А причиной послужила её книга «О церкви», выпущенная в Берлине. В ней Волконская детально проанализировала святоотеческие тексты русского перевода и изобличила все искажения. Для этого она специально выучила латынь и старо-греческий. В итоге пришла к заключению, что право всё же католичество, которая она и приняла.
Разумеется, в России книга была запрещена. Фактически эта великосветская дама была первой из женщин, кто занимался вопросами богословия. А уж перечить официальной точке зрения?!
Но оставим умствования и вернёмся к прекрасным образцам портретной живописи. И следующая, похожая скорее на итальянку, – Леонилла Ивановна Барятинская (1816–1918 гг.), по мужу Сайн-Витгенштейн. Молодая красавица, пожалованная императрицей Александрой Фёдоровной во фрейлины, была на удивление высока, за что её сравнивали с ливанским кедром, и чудо, как хороша. После замужества удалилась с мужем в имение, где организовала школу для детей крестьян.
Жизнь её была достаточно насыщенной: она занималась благотворительностью, пыталась сделать хоть что-то, чтобы предотвратить франко-прусскую войну, а ещё оказалась долгожительницей и не дожила трёх месяцев до своего 102-летия. Но это уже потом, а пока она была молода, её образ, видимо, очень полюбился немецкому портретисту – одному из самых модных своего времени – Францу Ксаверу Винтерхальтеру:
Художник был придворным живописцем при дворе французского короля Луи-Филиппа. Он стал автором целой галереи портретов дам высшего общества. И это его кисти принадлежит образ ещё одной русской красавицы – Варвары Римской-Корсаковой, дочери фаворита Екатерины II, генерал-адъютанта И. Н. Римского-Корсакова:
Таков далеко не полный перечень русских красавиц, оставивших свой след, хотя и очень разный: кто-то более значительный, кто-то менее, а кто-то лишь в качестве портрета.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Рассматриваем портреты: самая красивая возлюбленная Пушкина
Княгиня Елизавета Григорьевна Волконская
Счастливый Пушкин
Элизабет Виже-Лебрен
История красоты. Леонилла Сайн-Витгенштейн (Барятинская)
Автор статьи — @seagull15