Ужасающие картины Франсиско Гойи из «Дома глухого»
Приветствую всех любителей искусства!
С вами @viktoria-hrust. В этой статье пойдет речь об испанском живописце и гравере Франсиско Гойя. Углубляться в биографию художника я не стала, поскольку в сообществе @vp-painting ранее публиковалась статья о Франсиско. Меня заинтересовали мрачные (или «черные») картины, поэтому сегодня хочу рассказать об истории их создания.
Сложное и противоречивое творчество Франсиско Гойя
Франсиско Гойя широко известен на весь мир благодаря портретам аристократичных личностей и поразительным сериям именуемым «Капричос» и «Диспаратес». Особое внимание художник уделял станковой живописи, являясь автором потрясающих настенных росписей, самые шокирующие из которых, бесспорно, картины «Дома глухого».
Загадочное поместье
Почему «Дом глухого»? В 1819 году Гойя приобрел жилище, получившее такое странное название по причине глухоты бывшего собственника. В этом доме он намеревался проживать с замужней избранницей, не опасаясь, что может быть замечен обществом. Удивительно, но к старости Франсиско тоже потерял слух. Страдая от мучительных заболеваний, художник в приступах безумства покрывал оштукатуренные стены собственной усадьбы ужасающими росписями, используя при этом краски из минеральных красителей. По итогу дом был окутан четырнадцатью (по некоторым данным пятнадцатью) «Черными картинами».
Незадолго до бегства во Францию
За короткий промежуток времени, а точнее, в течение трех лет, живописец расписал все до единой стены поместья, после чего передал имение своему внуку. Причиной тому, скорее всего, стало желание избежать преследования властями и уберечь имущество, ведь все свободомыслящие товарищи художника были казнены, изгнаны из страны или заключены в тюрьму. Живописцу же монарх заявлял:
«Гойя, вы заслуживаете не просто смерти, а виселицы! И если я прощаю вас, то только потому, что восхищаюсь вами!».
За четыре года до смерти, Франсиско все же отправился во Францию, после чего совершил лишь два визита в родной край.
Картины были неизвестны до тех пор, пока спустя полвека, Жан Лоран не запечатлел произведения на фотоаппарат. В этом же году Сальвадор Мартинес Кубельс начал заниматься перенесением картин со стен на полотна, которые по сей день находятся в музее Прадо в Мадриде, хотя изначально готовились к продаже. В 1909 году «Дом глухого» стал совсем стар и его довелось снести, из-за чего увидеть произведения воочию уже нет возможности. Благодаря снимкам Жана Лорана, можно лицезреть внешний вид картин до переноса их на холсты, а также заметить фрагменты, которых недостает в копиях.
Мастер писал в особой экспрессивной манере, изображая в своих работах образы насилия, страдания и лжи. Они аллегоричны и являются своеобразной интерпретацией народных легенд и сказаний, а также внутренних страхов и кошмарных видений творца. Точно неизвестно что сподвигло художника на роспись стен подобными сюжетами, однако, вне всякого сомнения, тот период в жизни Франсиско был не самым приятным. Одновременно с нестабильным состоянием здоровья, живописец переживал Гражданскую войну. Аналогию с событиями в стране можно проследить в картинах, написанных на стенах усадьбы.
Самые известные «Черные картины»
«Старики за похлебкой», 1819-1823 гг.
«Шабаш ведьм"», 1821-1823 гг.
«Сатурн, пожирающий своего сына»,1819-1823 гг.
«Два старика», 1819-1823 гг.
«Старухи», 1819-1823 гг.
Источник фото
Автор статьи — @viktoria-hrust