ВНИМАНИЕ, СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ 100% СПОЙЛЕРЫ, ТАК КАК АНАЛИЗИРУЕТ И СТРУКТУРНО РАЗБИРАЕТ СЮЖЕТ КАЖДОГО ТАЙТЛА!!!
5 Centimeters per Second (2007)
(Copyright)
Фильм: Википедия Myanimelist
Жанр: романтическая драма
Сенарист, Режиссер: Макото Сенкай (Makoto Shinkai)
Студия: CoMix Wave Films
Это история о жизни героя и его ошибках, о том, как он осознал, что где то в жизни упустил нечто важное и понял, что же он упустил, только тогда, когда безвозвратно потерял.
Фильм, охватывающий более десяти лет жизни главного героя Такаки Тоно, состоит из трёх историй, которые берут начало своего повествования в Японии в середине 1990-х годов.
Полное аниме состоит из 3-х частей (Три истории о любви, времени и расстоянии):
Википедия
История любви главного героя(ГГ) Такаки, в своем завершении, имеет разные интерпретации. В конце фильма Такаки улыбается и молча уходит, оставляя за зрителем свободу интерпретации того как он пережил кульминационный момент фильма и какие выводы для себя сделал.
Свой вариант, как концовки, так и причины, из-за которой произошла вся история, каждый зритель конструирует самостоятельно. Я приведу вам несколько моих интерпретаций содержания показанного на экране .
Первая. Главный герой остается верен старому обещанию о том, что снова встретится с любимой. Эта мысль не отпускает его на протяжении всей жизни. После кульминации истории, он становится свободен от данного в детстве обещания.
Вторая. Главный герой, не может забыть свою первую любовь, поэтому он не способен полюбить другую девушку и снова стать счастливым.
Третья. Более философская и о ней, мы будем сейчас говорить ниже.
На фоне данного сюжета, режиссер, говорит о более фундаментальных вещах в жизни каждого человека.
Важно отметить, момент связанный со "скоростью в 5 сантиметров в секунду". Лейтмотивом(основной темой) фильма является течение времени, связываемое с периодами цветения сакуры. Медленное, неостановимое, не уловимое течение времени и жизнь человека в нем.
Любовь к этой девушке, представляет личный смысл жизни Такаки. Главный герой остался один без него. Основная мысль режиссера заключается в том, что "если ты встретил свой смысл жизни, то не потеряй его". Фильм нам рассказывает историю человека, который забыл самое важное.
(Copyright)
Эту идею хорошо дополняет жизнь главного героя, после момента последней встречи с этой девушкой.
Он отдаляется от того, что делало его счастливым. В детстве, ГГ был к нему максимально близок. Заместо девушки, мы можем подставить "любимый спорт", "любимое хобби", "цель", "то, что наполняет жизнь смыслом и желанием жить".
Через время, мы видим действия и мысли ГГ. Они ситуативны. По сути, только для зрителя, чувствуется это смысловая связь двух отрезков жизни Такаки. Для ГГ это одна сплошная длинная линия ситуаций и именно по этому он забыл, что любил ту девушку. В третий раз происходит тоже самое и только зритель понимает связь между тремя отрезками. Такаки давно забыл об этом. Режиссер выбрал и “вычленил” эти три куска из неразрывного потока жизни героя. Для ГГ данные три куска равнозначны всем остальным, они не являются для Такаки, моментами, когда его жизнь изменилась на до и после. Режиссер заметил это, и именно режиссер, как наблюдатель, выделил записанные на видео три момента жизни героя, и показал нам изменение той незаметной мелочи для героя, такой важной вещи в жизни каждого человека.
Повзрослев, Такаки заводит новые, знакомства, которые для него ничего не значат. Девушки тут, те же олицетворения "увлечений", причем не всмысле межличностных отношений, а в ключе видов деятельности. Занятия в секции, которая никак не связанна с его работой и не упоминается в будущем, скорее всего представляют еще один способ занять время.
Во внутреннем монологе главного героя, угадывается образ мышления Мерсо, главного героя повести Альбера Камю «Посторонний» (1942). В «Постороннем» мы, подобно ГГ «5см в секунду» слышим внутренний голос персонажа, который отстранен от всего происходящего вокруг и безразлично комментирует то, что происходит с ним, о чем он думает, что он испытывает в тот или иной момент.
Главный герой повести «Посторонний» непосредственно взаимодействует и живет в окружении того, что его автор называет «абсурдом». Говоря о столкновении с абсурдом, Камю, показывает, что столкнутся с ним можно только непосредственно столкнушись со «скукой», бесмысленностью жизни. Как только человек начинает испытывать скуку и у него появляется вопрос «зачем?», он осознает бессмысленность всего происходящего. И это не просто очередной вопрос, это момент встречи с абсурдностью всей окружающей действительности человека. Это момент пробуждения, который человек может проигнорировать и дальше закутавшись в рутину, которая не даст ему ответа на вопрос или бросить вызов и задаться вопросом о смысле жизни.
(Copyright)
Хорошей иллюстрацией мира абсурда является жизнь Такаки в окружении вещей не имеющих для него никакой важности и текст письма его девушки. Ее тревожные мысли относительно того как меняется их жизнь. Такаки погружен в мир окружающего его абсурда подобно погружению в толщу воды. Его в мир пронизан прозрачной, неосязаемой пеленой бессмысленных и не значимых, но при этом срочных и необходимых дел.
“Такаки, когда я узнала, что ты опять меняешь школу, мне стало не по себе. Мы с тобой давно переводимся из одной школы в другую и, наверно, уже привыкли. Но школа в Тагасиме. . . На этот раз ты окажешься совсем далеко. Придет час, и расстояние между нами станет таким большим, что мы больше не сможем ездить к друг другу на поезде.”
Девушка говорит о том что они оттдаляются, но он слышит только ее слова. Он может почувствовать и ее желание донести до него какую-то мысль, но ее просьба ничего не меняет в нем. Его жизнь течет своим чередом и наполнена бытовыми событиями. Девушка была одним из них.
Это звучит как призыв о помощи со стороны "того что так важно" для главного героя. Но закадровый голос и кадры с часто сменяющимися планами, показывают зрителю, что это воспринимается ГГ ее причитаниями на заднем фоне. Он не воспринимает эти слова девушки всерьез.
Он заканчивает среднюю школу и еще раз переезжает. "То важное" теперь находится от него очень далеко.
В третьей части, мы видим что стало с героем, который забыл что наполняло его жизнь "смыслом". Он стал прожигать время. Тратить его бесцельно. Занимать его чем то. Ему стало нечего делать. Он потерялся.
Такаки чувствует это и начинает анализировать свою жизнь и окружающую его реальность. Когда он выделяет себя из мира будней, смотрит на мир свежим взглядом, то видит абсурд. Все что было знакомым теряет смысл. Начинается переосмысление всего что окружает, смысла всего что его окружает.
(Copyright)
Можно также сказать, что подобно ГГ «Постороннего», ГГ Сенкая испытывает ощущение настоящей осознанной жизни и вырывается из серой обыденности в самом конце. Мерсо почувствовал ощущение жизни перед самой смертью. Такаши же почувствовал жизнь лишь когда символически умер, когда увидел на пальце у своей первой любви кольцо и идущего с ней жениха.
Это не физическая смерть, но это его мечта, которую символизировала эта девушка. Она вышла замуж за другого. Он понял, что они никогда больше не будут вместе. Несмотря на то, что они не общались десятилетия, после этого момента жизнь Такаки не сможет оставаться прежней.
Я выбрал этот фильм в качестве одного из тех, что могли бы как то повлиять на эмоциональное состояния зрителя, потому что, на мой взгляд, этот фильм служит напоминанием и предостережением зрителю. Судьба реально не существовавшего персонажа, приносится в жертву, ради того, чтобы реальные люди, смогли узнать в этом герое себя и задумались, о том, не совершили ли они ошибку, которую допустил главный герой. Не потеряли ли они самое главное.
Надеюсь, Я смог обратить внимание современного русскоязычного читателя на эту особенность современной культуры.
Подписывайтесь на мой блог, вас ждет много новых и актуальных тем.
Отдельная благодарность Дмитрию Коньшину за помощь в поиске литературы для анализа данного фильма.
Текст написан эксклюзивно для проекта ГОЛОС.
Автор: Philipp-James West