5 приёмов английского продюсера Йена Дэйвенпорта в студии
Многие музыканты мечтают сотрудничать с английскими специалистами и наладить контакт с английскими группами. Московский гитарист Кирилл Богданов взял инициативу в свои руки и организовал для своей группы Slightlykilld запись альбома с английским продюсером Йеном Дэйвенпортом (Ian Davenport). Так как я мечтаю создавать крутые музыкальные продукты, я встретился с Кириллом и расспросил его о методах, которые продюсер пластинок Supergrass, Band of Skulls и барабанщика Radiohead Фила Селуэя использовал при работе со Slightlykilld в студии.
- Совместный отбор материала
Работа продюсера с группой началась за полгода до поездки - Slightlykilld высылали Йену записи с репетиций и черновики, а он давал группе обратную связь. Иногда Йен предлагал изменения в структуре композиции, меняя местами части песни и посылая компиляцию обратно. В итоге Йен с группой отобрали 3 песни, почти все они были сокращены до 3-4 минут. Не слишком ли это мало? «Ваша задача - сказать этой работой “привет!” и сразу же “пока!”» – ответил Йен. - Тёплый приём
Работа над альбомом велась в Courtyard - небольшой студии под Оксфордом, на втором этаже которой находились спальни для музыкантов. Йен способствовал тому, чтобы участники Slightlykilld получили приглашения для визы, а в аэропорту их встретил (сюрприз!) шофёр группы Radiohead. По прибытии музыканты могли пить, есть, курить в любой части Courtyard, в том числе и аппаратной. Таким образом, продюсер альбома полностью позаботился о том, чтобы группа смогла расслабиться и приступить к работе - сам Йен называл это "Good vibes". - Подготовка записи
Йен работал с группой с утра до ночи на протяжении 6 дней. Весь первый день был посвящён настройке мониторинга - каждый музыкант должен был хорошо слышать себя и остальных, чтобы записать черновые дубли (гайды). Также много времени заняла расстановка микрофонов, особенно для ударных. Йен объяснил, что у него нет "стандартного" подхода в выборе микрофонов и их расположения. «Я всегда пробую что-то новое, это позволяет мне развиваться, а группе - добавить оригинальности в звучание», - объясняет он. - Работа с дублями
Несмотря на то, что оборудование студии не является топовым, Йен работал с группой с упором на качество. Каждый музыкант записал множество дублей, а после этого - ещё один на удачу ("Last one for luck"). За неделю с группой Йен полностью исписал толстую тетрадь, в которой делал пометки и выделял удачные такты в каждом дубле. (К слову, я часто наблюдал, как отечественные звукорежиссёры отмечают для себя успешные моменты дублей во время записи, но я ни разу не видел, чтобы они это записывали.) - Отношение к музыкантам
Во время работы Йен ни разу не дал понять, что кто-то из участников группы плохо играет или в чём-то не разбирается. При этом он не стеснялся предлагать изменения, связанные с инструментами - например, заменить 5-струнный бас на 4-струнный и убрать один из томов с ударной установки. Больше всего времени у Йена ушло на работу с вокалом - они сидели с Полиной несколько дней, расставляя нужные акценты в партии и записывая вокал как можно большими кусками. Посмотрите видео о том, как это происходило:
По итогам работы Slightlykilld не только записали и выпустили альбом Tumbler, но и отыграли небольшой тур по английским городам. Вспоминая этот период, Кирилл отмечает: никакой волшебной кнопки «сделать круто» в английских студиях и клубах нет. Однако все музыканты и работники, которые ему встречались, искренне рады знакомиться друг с другом и поддерживать связь. Кроме того, Кирилл подтверждает популярный миф об англичанах, занятых в музыкальной индустрии - они трудоголики. Йен рано приходил, поздно уходил, часто продолжая работать даже во время перерывов, когда группа отдыхала.
Вот несколько материалов по теме:
Альбом Slightlykilld «Tumbler» iTunes
Яндекс.Музыка
SoundCloud
Официальный сайт Йена Дэйвенпорта
Рассказ Кирилла о том, как была организована поездка
Видео группы Feedback Aftermath, записанное в студии Йена: