Бодимодификации: почему люди изменяют свое тело?
Французская современная художника Орлан. Это имя - псевдоним. В качестве холста она выбрала свое собственное лицо и тело. Ее преображение состояло из девяти перформансов (с 1990 по 1993), в которых она использовала возможности пластической хирургии в качестве нового изобразительного средства: она перекраивала собственное лицо, опираясь на каноны красоты мирового искусства. Подбородок ей сделали как у «Венеры» Сандро Боттичелли, нос – как у «Психеи» Жан-Леона Жерома, лоб – как у «Джоконды» Леонардо да Винчи, губы – как у «Европы» Франсуа Бушера, глаза «Дианы», представленные школой Фонтенблю в XVI веке.
()
Чтобы воплотить все это в жизнь, она легла под нож. Чтобы доказать, что эти изменения были сделаны не ради красоты, она вживила себе в лоб импланты, которые обычно используют для улучшения формы скул, дабы продемонстрировать, что эти изменения делалась не ради улучшения внешности. В 2007 году профессор Питсбурского университета, Австралийский художник Стеларк (Stelarc), обзавелся третьим ухом. () Орган был выращен в лабораторных условиях и пересажен на левую руку художника. Британец Тед Ричардс, известный как "человек-попугай", имеет на своем теле более ста татуировок, пятьдесят штук разного рода пирсинга и семь имплантов. Его лицо покрыто татуировками в виде птичьих перьев, а импланты имитируют рожки. () Даже глазные яблоки подверглись видоизменениям. Все это делалось для того, что как можно сильнее похожим на попугаев, столь любимых Тедом.
Что побуждает деятелей искусства и обычных людей – от подростков до пенсионеров – менять собственную внешность? Обычно искусство выступает двигателем культуры, продуцирует новые идеи, которые много позже становятся общим местом в повседневности. С самого начала ХХ века в художественной среде возникают образы модифицированных тел. В ХХ веке идея обратно присвоить собственное тело. границы тела становятся более подвижными – сначала возникают эксперименты в области искусства, затем философы переосмысляют тело, медицина, пластическая хирургия, мода, спорт расширяют возможности тела, делая его более гибким. Появляется новая возможность заполучить власть над телом, подчинить его себе. Точнее не само тело, а его поверхность – реализовать свою волю к власти на поверхности кожи. Степень свободы манипуляций над телом равняется протяженности собственной кожи. Если тело-вещь выступало объектом, то теперь возникает тело поток – изменяя тело, человек стремится ускользнуть от социальной идентичности. Орлан, Стеларк, пенсионер из Бристоля – конструируют собственные тела в надежде проявить свое индивидуальное.
Это является новой формой старых европейских грез о себе. Это новая форма тоски по поиску индивидуального себя. Если я – социальный конструкт, то что же во мне остается индивидуального? Для них есть хорошая и плохая новость: хорошая – да, границы тела размываются, становясь более подвижными. Но плохая заключается в том, что в момент остановки это тело снова объективируется. Общество по-прежнему определяет идентичность, навешивает ярлык. Современная художница-перформансистка, человек с третьим ухом, человек-попугай. Тела разнообразны, но его роль осталась прежней – оно осталось объектом манипуляций.