О граффити, стритарте, и снова о первом опыте.
Недавно, по телеку, зацепил кусок передачи про современное искусство. Там обсуждали музеи стритарта разных стран, и не обошли Петербургский.
И вот, мне очень захотелось пообщаться с человеком из такой среды, задать пару вопросов, узнать что-то новое об этой движухе. Я решил поиграть в журналиста. Достал всех друзей, которые так или иначе причастны к этому миру, и через час уже разговаривал с достаточно колоритными представителями такой деятельности.
С помощью современных технологий, спустя пару дней, мы встретились на просторах интернета, чтобы побеседовать о граффити, и (лично для меня) получить небольшой опыт интервьюирования людей.
Об андеграунде из первых уст
-Представься, расскажи немного о себе.
-Привет, меня зовут Максим (Lektor), я граффити-художник. Рисую порядка 4 лет. Сам из Москвы. Считаю, что граффити не носит характер вандализма, а относится к отдельной ветке искусства.
-Расскажи про граффити. Что это такое, краткий экскурс, для тех, кто об этом ничего не знает.
-Граффити для меня в первую очередь не вандализм, а, как я сказал выше, искусство. Для тех, кто не понимает, что это такое - это вид искусства, который специализируется в художественном представлении букв. Изменение форм букв, их структуры, придание буквам определенного характера и стиля. Нередко люди говорят, что «ничего не понимают из того, что нарисовано». Что лучше бы нарисовали пейзаж или что-то «красивое». Стандартный стереотип общества, которое кроме пейзажей и портретов, ну или птичек там каких-нибудь, ничего не воспринимает. Однако эти самые "непонятные рисунки" есть самое настоящее самовыражение, только проявленное через буквы, а портреты и прочее, которые иногда можно видеть на теплоцентрах, - это стрит арт, его часто путают с граффити. Чаще всего стрит арт и граффити путают, но граффити всегда делается за свой бюджет (за исключением фестивалей) а стрит арт -это всегда коммерция. Каждый человек в граффити имеет своё имя-тег. Чаще всего граффитчики проявляют свой стиль через буквы своего тега. Хочется отметить что опытные райтеры используют те же основы рисунка, что и художники, рисующие пейзажи.
-Как ты сам втянулся в эту движуху?
-Втянулся первый раз в возрасте 11-12 лет, но тогда с другом баловались, получил за это от своей мамки и забросил. Но спустя несколько лет, встретил друга и захотел вернуться, начать с нуля, тем более тяга все время была, ну с тех пор и рисую.
-Чем тебя привлёк такой, достаточно необычный, вид творчества?
-Дело в том что по мимо этого я всю жизнь занимаюсь разным творчеством, музыка,танцы, но на протяжении всей жизни тянулся к рисункам. Не имея опыта в рисовании решил что стоит начать с граффити. Большинство райтеров начинали рисовать не имея художественного опыта и достигли очень крутых и красивых рисунков (причем не только в граффити). Пейзажи, и прочие художества для меня были скучны, мне нравилось что-то уличное, так собственно и привлекло граффити.
-Расскажи про то, как обычно всё происходит, вы же не просто идёте, и разрисовываете всё подряд?
-По-разному бывает. Все зависит от направления. Их два: бомбинг - когда человек оставляет как можно больше тегов (аналог подписи) на улице, где самое главное - тегнуть или залить кусок (сделать граффити) в видном месте, все это происходит быстро. Райтинг - когда ты идешь в тихое место (где мало людей) и стоишь часами, делая свою работу. Во время бомбинга, как правило, выбирается направление, которое нужно разбомбить. Есть к примеру электрички, она выступают неким общением между бомберами из разных городов/стран. Райтинг, что собственно я выбрал, это совершенно иное. Сначала ты часами мучаешься над нестандартными и сложными буквами дома, потом ты идешь и покупаешь краску для куска (причем бюджет на один кусок райтера в два раза минимум больше чем требуется на бомберский кусок. Не обобщаю, но в 90% случаев именно так), потом выбираешь тихое место, выбираешь стенку, и не торопясь делаешь кусок, прорабатывая каждую деталь.
-Для этого есть какая-то специальная краска? И какие расходники вообще нужны?
-Есть специальная краска, она продается в граффити магазинах, краску тоже нужно выбирать, так как давление и расход имеют значение, но по мимо краски нужны кэпы (насадки на баллон), которые подбираются по обстоятельству.
-И сколько всё это стоит? Ну, скажем, средние траты за месяц.
-За бомбинг точно сказать не могу, но думаю у самых активных от 3-5 тысяч в месяц, у райтеров активных выходило бы от 8 тысяч минимум, но большинство райтеров делают оформления, и краска на халяву приходит
-Да, кстати, что именно вы рисуете, ведь это всё что-то значит? Существуют ли какие-то команды (сообщества?), или у всех сольная карьера?
-Есть команды, есть сольники. Кто-то рисует для уважения среди своих, кто-то преследует социальное направление, кто-то стремится выразить себя, а кто-то стремится стать великим художником
-Когда люди говорят о граффити, они представляют что-то супер-нелегальное, представляют погони с полицией, и разборки с другими командами, так ли это?
-Были подобные ситуации, проблемы с обществом есть всегда, НО на фестивалях все говорят "как красиво", а на улицах "на лбу себе напиши". Вот и вся разница: если нарисовать одно и тоже, только одно легально, а другое нет-будет разница и в мнении общества. Разборки между командами у бомберов - как правило делёжка территорий, направлений. Я это не люблю, даже презираю. Проблемы с полицией были пару раз, один раз убежал, другой раз забрали, но грамотно поговорил и отделался штрафом в 500р за "ругань матом в общественном месте".
-То есть, каких-то серьёзных проблем из-за этого не возникало?
-Критически серьезных, лично у меня, не было. Критические ситуации возникают у бомберов, разрисовывающих поезд. Некоторых даже сажали, некоторые платили очень чумовой штраф.
-Хорошо, а бывает, что ты рисуешь легально?
-Да. Либо на фестивали приглашают, либо оформление чего-нибудь.
-Можно ли зарабатывать на жизнь таким увлечением?
-Очень даже неплохо, более того ты ещё будешь иметь халявную краску.
Даже можно назвать профессией.
-Какое у тебя отношение к зарабатыванию денег на этом? Это же андеграунд и всё такое, правильно ли превращать это в работу?
-Это очень сложный вопрос. И этот вопрос возник именно от бомберов. Работа - это работа. Ты не превращаешь этим граффити в работу, ты просто делаешь оформление. Сам лично не раз был свидетелем того, что бомберы тоже не прочь подработать на этом. Думаю, что это просто зависть райтерам. Опыт рисования у них больше, есть банки, есть деньги, есть фестивали. Пусть бомберы рисуют красиво и так же будут зарабатывать. Только они забывают об одном - райтер так же рисует на улицах. Поэтому не могу понять почему идёт такое отношение к райтингу как к легальности. Райтеры это разграничивают. Проще говоря: дают бабки за то, что ты умеешь делать.
-Ты слышал про музей уличного искусства в Петербурге?
-Да, и он там не один. В паре из них был. Очень сильно запомнился музей Эрарта, его постоянная часть. В плане искусства на мой взгляд Питер сильнее развит, нежели Москва.
-Их достаточно много, но есть один, скажем так, самый яркий представитель такого рода музеев. Тот, что находится на территории завода, на окраине города, знаешь такой?
-Да, кажется я понимаю о чём ты. А так не сильно разбираюсь в питерских музеях.
-Там очень много стритарта. Что ты об этом думаешь? Может ли вообще существовать музей, в котором экспонатами являются «картины» с улиц?
-Естественно может. Это же искусство.
-Но разве то, что граффити находятся на улице, на виду у всех, не является частью этого искусства? Это же как отобрать у танцора музыку, и смотреть, как он двигается в тишине.
-Граффити и стрит арт разные понятия. Разница где именно весит работа - влияет только на восприятие обществом этой работы. Если к примеру кусок весит в музее - это только доказательство того, что это искусство, а не вандализм. Поэтому не вижу ничего в этом плохого. Тем более человек, работы которого висят в музее-говорят о том, что он достаточно сильный художник
-Наверное, ты прав, с такой точки зрения я на это не смотрел.
И так, скажи пять причин, чтобы заняться граффити.
-Первое – это желание рисовать. Это самая основная причина. Если нет - то даже думать не стоит
Вторым можно считать экстремальность - некоторым людям именно это нужно от граффити
Третье, это лично моя причина, путь к искусству.
Четвёртое- работа, оформления, стрит арт. В любом случае это через граффити все пойдет.
Пятое - уход в развитие шрифтов. Мы видим множество тегов, видим великолепную каллиграфию, которой я занимаюсь давно и понял, что теги, каллиграфия - это все леттеринг. Гуляя по торговым центрам - мы видим оригинальные шрифты в названиях фирм - не поверите, но это имеет сходство с уличными тегами
-А теперь пять причин, что бы этим не заниматься.
-Во-первых, могут быть против ваши знакомые, общество точно против (может быть это изменится, но пока так)
Во-вторых, полиция. Хотя бы раз да придется убежать или побывать в ментовке. Рано или поздно
В-третьих, здоровье. Краска очень пахнет и вредит организму. Не всегда респираторы бывают не всегда блокируют запах
В-четвертых, если вы "чистюля". Граффити это потное дело, да и в краске вы ежедневно будете пачкаться.
В-пятых, если вы просто не понимаете зачем вам это нужно.
-Ну и напоследок, дай пять советов тем, кто только начинает вливаться в этот мир? Так сказать, инструкция, чтобы расти и добиваться успехов.
-Если ты бомбер - много общайся с более опытными, знай куда можно лезть, а куда нельзя. Если ты райтер - общайся со всеми, изучай стили, динамику, композицию и работай на качество. И самое главное для всех: сначала хороший скетч-потом уже на стенку!