Лавкрафт в космосе - "Сквозь горизонт" Пола Андерсона
Прежде чем с головой уйти в работу над серией "Обитель зла" и стравливать Милу Йовович с полчищами монстров и зомби, режиссер Пол Уильям Скотт Андерсон отметился в 1997 году фантастическим фильмом "Сквозь горизонт" (Event Horizon) которому было суждено с треском провалиться в прокате, но в последствии стать культовым фильмом среди любителей ужастиков.
© Paramount Pictures
Отдаленное будущее, человечество пытается покорять космос и проводит испытания первого звездолета, оснащенного технологиями перемещения в гиперпространстве. Звездолет во время испытаний исчезает и спустя несколько лет появляется на задворках солнечной системы. К нему тут же направляют спасательную экспедицию во главе которой стоят отважный капитан Миллер (Лоуренс Фишберн) и гениальный ученый Доктор Уэйр (Сэм Нил).
Прибыв к месту назначения, спасатели не обнаруживают следов присутствия экипажа, но восстанавливая данные, приходят к выводу, что столкнулись с чем-то большим чем технический сбой или космическая аномалия.
© Paramount Pictures
Исказив перевод названия картины, наши локализаторы, видимо, сами того не ведая, сразу нанесли картине ощутимый удар, ведь мечтательное, веющее космической романтикой "Сквозь горизонт" - это совсем не то же самое, что точный перевод - горизонт событий. Астрономический термин, обозначающий границу Черной дыры, перейдя которую тело непременно будет ею поглощено. Иными словами - космическая темнота приготовила такую дорожку, на которой все плохое что может случится - обязательно случится и повернуть назад уже точно нельзя и этой безысходностью фильм пронизан от начала и до финальных титров.
Причем это ощущение усиливают не столько сюжетные повороты, сколько атмосфера фильма - иссиня-черная цветовая гамма, далекий от жизнерадостного дизайн космических кораблей, мрачная музыка, в которой за оркестровую часть отвечал Майкл Кэймен, на счету которого были как работы для Дисней, так и сотрудничество с группой Metallica, а за электронную - легендарные Orbital. Кстати, вдохновением для создания дизайна кораблей, послужил собор Нотр-Дам.
© Paramount Pictures
Изначально студия настаивала на том, чтобы "виновниками торжества" стали инопланетные существа, но Андерсон отказался от идеи снимать свою версию "Чужих" и настоял на своем видении - в итоге представив совершенно неожиданный для того времени - "космический дом с приведениями" - натуральный оккультный хоррор, скрещенный с эстетикой вселенной Warhammer 40 000 и помноженной на горячо любимые отцом Ктулху, Говардом Филипсом Лавкрафтом, странные измерения, где балом правят могущественные темные силы.
© Paramount Pictures
Впервые я смотрел его в начале 2000-х и был потрясен увиденным, а что-то около полугода назад наткнулся на него в ночном эфире одного из каналов и не смог оторваться. Не смотря на то, что прошло столько времени, и фильм я довольно хорошо помню - было чертовски жутко. Позднее я узнал о том, что из фильма вырезали около получаса сцен, которые боссы студии посчитали чрезмерно жестокими, а режиссерская версия, так и не увидела свет, так как вырезанные фрагменты тут же уничтожили. Среди любителей хорроров ходит легенда, что где-то есть кассеты с полной версией, но это скорее миф, который продолжает держать на плаву интерес к этому незаслуженно обделенному вниманием фильму.
Русскоязычный трейлер приводить не буду, так как стараниями наших локализаторов в него попал далеко не один спойлер, который может изрядно подпортить удовольствие от фильма, а вот англоязычным можно побаловать себя перед просмотром.
Автор статьи - @mishka