Регистан – площадь трех медресе
После некоторого перерыва позвольте продолжить наше путешествие по Самарканду. Тема сегодняшнего рассказа – Регистан.
У каждой страны есть какая-нибудь достопримечательность, являющаяся своебразной «визитной карточкой» по которой ее могут узнать даже те, кто никогда не был в этой стране. Эйфелева башня в Париже, Тауэрский мост в Лондоне, Великая стена в Китае, Красная площадь в Москве… Так и Регистан служит своеобразной «визитной карточкой» Узбекистана.
Вообще слово «регистан» означает «место, покрытое песком» - это центральная площадь города, на которой обычно зачитывались указы правителя или устраивались всякие народные забавы – вроде выступления бродячих циркачей или какие-нибудь казни злодеев. А что вы хотели? Средние века, как-никак… Также на регистанах находились торговые ряды и караван-сараи (постоялые дворы). Регистаны есть в других узбекских городах, но в случае с Самаркандом «Регистан» стало именем собственным и известным во всем мире. В первую очередь, известность он приобрел благодаря архитектурному ансамблю, состоящему из трех медресе.
Регистан старинное место и его истории посвящено множество работ – от серьезных монографий, то простеньких рассказов в виде – «три фото – четыре фразы». Предлагаю Вашему внимаю скромный плод моих трудов.
Регистан – сердце Самарканда. И вместе с Самаркандом переживал взлеты и падения. Например, после того, как умер великий и грозный Тамерлан, его империя (как водится) затрещала по швам и, спустя несколько столетий, бухарские эмиры захватили Самарканд и перенесли столицу в Бухару. Из столицы великой империи Самарканд превратился в заштатный городок. Самарканд торговый город и очень сильно зависел от Великого Шелкового пути. И в XVII веке, когда он (то есть Великий Шелковый путь) изменил свой маршрут, то Самарканд начал потихоньку хиреть. Вслед за ним начал хиреть и Регистан. Говорят, что в начале XVII века в Самарканде было очень мало жителей, Регистан находился в запустении, а стены медресе – которые некогда слышали лекции выдающихся ученых Востока, стали прибежищем диких зверей. В городе оставалась всего лишь тысяча семей. Но со временем, ситуация стала улучшаться. Жизнь в городе стала возрождаться и Регистан вновь стал центром города.
Кстати, Регистан одно из немногих величественных архитектурных сооружений Самарканда, которое не имеет персонального отношения к Тамерлану. Все здания были построены после его смерти. Хотя, в какой-то степени связь с Тамерланом все же имеется. Первое медресе было построено по указу его внука – правителя-ученого Улугбека. А остальные медресе, хоть и строились гораздо позже, но с таким расчетом, чтобы создать гармоничное сочетание с первым медресе. И архитекторы прекрасно справились с этой задачей.
Итак, первым было построено медресе Улугбека. Строительство началось в 1417 году и закончилось спустя три года – в 1420 году. Кстати, это довольно быстро для того периода. Обычно сооружения такого масштаба строились не меньше пяти-шести лет. Обычно медресе – это богословские учебные заведения, где слушатели в основном изучали Коран и немного времени уделяли основам естественных наук. Улугбек же превратил свое медресе в полноценный университет, в котором математике, астрономии, геометрии, логике, философии и естествознанию уделялось не меньше времени, чем богословию. В самые короткие сроки медресе Улугбека стало одним из лучших учебных заведений средневекового Востока.
Здесь преподавали выдающиеся умы Востока. Некоторое время здесь слушал лекции Алишер Навои - знаменитый узбекский поэт (для Узбекистана он по значимости был таким же, как Пушкин для России). Первым ректором медресе был бродячий ученый Маулан Хавафи. Существует интересная легенда о его назначении – когда завершалось строительство медресе, Улугбек, Казы-заде Руми (тоже выдающийся ученый Востока) и сановники Улугбека разговаривали о том, кого бы назначить на пост мударриса (ректора) медресе. Мимо проходил бродячий дервиш (дервиш – это что-то вроде монаха в исламе), который услышав слова Улугбека остановился и завел такие научные разговоры, что кот Баюн отдыхает. Он так углубился в научные дебри, что его смогли понять только Улугбек и Казы-заде Руми. Остальные просто стояли и хлопали глазами. Убедившись, что этот бродяга действительно один из выдающихся умов своего времени, Улугбек недолго думая назначил его ректором медресе.
Медресе было построено согласно канонам мусульманской архитектуры и представляет собой прямоугольник с размерами 81х56 метров. На каждой стороне медресе есть вход, главный из которых обращен к площади. Главный пештак (портал) богато украшен узорами в виде многоконечных звезд, символизируя тем самым «астрономическую специализацию» своего покровителя – Улугбека.
Вход украшают деревянные двери с очень замысловатыми и красивыми узорами. Внешние и внутренние стены медресе богато украшены глазурованными кирпичами, мозаикой, майоликой. Обильно использовался резной мрамор.
Внешний портал украшен разноцветными изразцами, выложенными в замысловатые узоры.
На внешних стенах разноцветными кирпичами выложены различные узоры.
Внутри медресе есть двор, размерами 30х30 метров, который вымощен каменными плитами и обрамлен со всех сторон двумя этажами хиджр (небольших комнат, в которых жили студенты). Ряды хиджр разделены айванами – сводчатыми помещениями, у которых три стороны обнесены стенами, а четвертая открыта и выходит во внутренний двор.
Сегодня, в хиджрах расположены магазинчики, которые торгуют сувенирной продукцией. Кстати, в медресе Улугбека были самые просторные хиджры, что делало проживание студентов достаточно комфортным, получше чем в некоторых современных вузовских общагах.
По углам медресе расположены минареты. Они были частично разрушены и целыми сохранились только восточные минареты. Вообще, медресе Улугбека пережило сложные времена.
Второй этаж был разрушен в XVIII веке по приказу бухарского наместника Абулфейза – он боялся, что со второго этажа смогут обстрелять его резиденцию. Разрушению способствовали и землетрясения – в начале XIX века из-за сильного землетрясения медресе частично разрушилось.
В 1897 году после очередного землетрясения большая часть медресе превратилась в руины. Минареты покосились, грозя обрушиться на головы прохожим. Восстановить полуразрушенное медресе смогли только при советской власти. Интересно, ярые борцы с религией, большевики потратили много сил и средств, восстанавливая медресе. В 1932 году была проведена уникальная операция по выпрямлению минаретов, которая получила большой резонанс в архитектурном мире.
Вернуть медресе былую красоту и величие помогли реставрационные работы, которые велись без малого 70 лет!
Напротив медресе Улугбека расположено медресе Шердор – или «Медресе со львами» (его еще иногда называют «медресе с тиграми»). Раньше на этом месте располагалась ханака, построенная Улугбеком. Ханака – это обитель, временное пристанище (своего рода гостиница) для странствующих монахов – дервишей. Позже на ее месте, по приказу правителя Самарканда Ялангтуш Бахадура было построено медресе Шердор.
Забегая вперед скажу, что по его приказу было построено и другое медресе – Тилля-Кари или «Позолоченное медресе», которое замыкает архитектурный ансамбль Регистана.
Да простит меня читатель, но я считаю нужным ввернуть пару слов о Ялангтуш-Бахадуре. Это был выдающийся военачальник и государственный деятель, правитель Самарканда. Ялангтуш Бахадур – это прозвище, означает «богатырь с открытой грудью». Типа он смело, с открытой грудью, кидался на своих врагов во время сражений. В источниках фигурирует другое его имя – Абдулкарим. Но не это интересно – Ялангтуш (а под этим именем он был известен и похоронен в Самарканде) был полководцем и активно воевал. В частности, его войска завоевали Мешхед – второй по значимости город в Иране. Кстати, на богатства, добытые в том походе, и с помощью плененных там мастеров он и построил оба медресе. Кроме того, почитая Улугбека и приняв его медресе за исходную точку при строительстве своих медресе, он, тем не менее, воевал с потомком Улугбека – Шах-Джаханом. Да-да, тем самым Шах-Джаханом, который построил Тадж-Махал в Индии. Причем победил его. До кучи завоевал Ташкент и северные провинции Афганистана. Да и вообще мутузил всех подряд – от Великих моголов до кочевых казахов. В общем, боевой был дядька. Родись он на пару-тройку столетий раньше, то как знать – был бы известен во всем мире не хуже грозного Тамерлана. Но надо отдать ему должное – при нем Регистан стал Регистаном.
Но я отвлекся, в 1619 году началось строительство второго медресе Регистана – медресе Шердор. Строительство завершилось в 1635(36) году. Как я уже упоминал, оно было построено на месте обветшало ханаки Улугбека. Во многом, ее остатки были использованы в качестве строительного материала для возведения медресе. По идее, медресе Улугбека и медресе Шердор должны были стать зеркальными копиями, но за сотни лет грунт просел и Шердор чуть ниже, хотя это не сильно бросается в глаза. Изначально планировалось, что медресе будет называться «медресе Ялангтуш Бахадура», но название не прижилось. Более популярным было Шердор – «медресе со львами». Но вообще-то на портале изображены…барсы.
Барсы – это тотемные животные Самарканда. По легенде, еще когда строился Самарканд (2750 лет тому назад) с Зерафшанских гор спустился барс, обошел строительство и вроде как дал добро на строительство. Сейчас на гербе Самарканда изображен белый барс. А вот почему тигро- и леопардообразные звери с солнцем на спине называются львами – это долгая история, в которую без поллитры не разобрать. Когда пересекаются зоология и мифология, то мифология всегда побеждает. По мнению историков, изначально символом города был лев – царь зверей. Его привнесли сюда персы, когда в VI веке вторглись в древнюю Согдиану. После персов сюда пришли арабы и тюрки, и символ льва постепенно трансформировался в тигра, барса или леопарда. Так и превратился лев в мифическое животное, похожее и на льва, и на тигра, и на леопарда одновременно. На его спине изображено солнце – символ правителя, правящим землей и небом. И только священный барс в состоянии удержать солнце на спине.
Кстати, в центре портала можно увидеть свастику – но к нацистам это не имеет никакого отношения – это особым шрифтом написано «Аллах всемогущ». В отделке медресе явно прослеживаются персидские и доисламские мотивы. Те же «львы» и свастика – это из зороастризма.
Чем еще интересно это медресе – там изображены животные и лица людей, что строго запрещено исламом. Тем не менее, медресе было популярным богословским учебным заведением в средневековом Востоке.
Размеры медресе 70х57 метров. Высота минаретов 31 метр. Главный вход обозначен большим порталом (пештаком). Стены богато украшены геометрическими узорами, мозаикой, майоликой и глазурованными кирпичами. Внутренняя часть медресе обильно украшена мелким многоцветным растительным узором. В декоративном отношении, на мой взгляд, медресе Шердор превосходит медресе Улугбека. Хотя, несмотря на похожие размеры, в медресе Шердор внутренний двор больше и, соответственно, меньше места оставалось студентам.
Стены медресе украшены мрамором, на котором выбиты изречения из Корана
На внешних стенах из глазурованных кирпичей выложены узоры, которые складываются в слово «Аллах»
Главный портал медресе украшен уникальной майоликовой мозаикой, которая относится к редчайшим произведениям исламского зодчества.
И, наконец, третье – самое «молодое» медресе Регистана. Его строительство началось в 1646 году и завершилось уже после смерти Ялангтуш Бахадура в 1660 году. Раньше на этом месте располагался караван-сарай, построенный Улугбеком, но он обветшал и на его месте было решено построить третье медресе, которое бы завершило ансамбль. Архитектор спроектировал здание так, что медресе Тилля-Кари заполняет пустой пространство между медресе Улугбека и медресе Шердор, образуя своеобразную стену.
Оно имеет квадратную форму – 75х75 метров. Архитектор мудро решил не копировать слепо Шердор и медресе Улугбека и немного растянул «крылья» здания – это придало ему более изящный вид.
Умело нанесенные узоры и графика позволяют «Позолоченному медресе» гармонично вписаться в ансамбль, но при этом не играть в нем главной роли, а лишь дополнять и подчеркивать своей красотой красоту стоящих рядом строений.
Особенностью медресе от остальных строений Регистана является наличие в нем мечети. Крупнейшая соборная мечеть Биби-Ханум к тому времени уже разрушилась и мечеть Тилля-Кари приняла ее функции. В связи с этим внутренний двор медресе самый большой. Это вполне полноценная немаленькая такая площадь.
Вход богато украшен глазурованными кирпичами, мозаичной майоликой, в которой преобладают растительные узоры
Деревянные двери, установленные у входы в хиджры, украшены красивой и утонченной резьбой. Это, кстати, очень сложно и такие узорчатые двери стоят баснословных денег!
А вот входная дверь в медресе Тилля-Кари через которую можно увидеть медресе Шердор
Внутри двора растут фруктовые деревья. По периметру фасада с внутренней стороны расположены хиджры для студентов. Как раз, когда я был в этом медресе, там устроили фотосессию для какого-то журнала или фильма – парень и девушка в национальных костюмах фотографировались на фоне древних стен.
Я поехал туда один, услугами гида не пользовался. А местные торговцы не смогли мне объяснить откуда взялись эти остатки мраморных колон:
Кто-то говорил, что это остатки караван-сарая Улугбека, кто-то уверял, что эти колоны использовались при строительстве Тилля-Кари. В общем, единой версии не было.
Как внутренняя так и внешняя сторона здания так богато украшена красивейшими геометрическими и растительными узорами, что, буквально, нет свободного места!
Самое интересное находится внутри мечети.
Богато украшенное позолотой внутреннее помещение мечети. Роспись с обилием позолоты которой покрыты стены и потолок мечети называется «кундаль». Сочетание майолики, глазури, мозаичных узоров и позолоты просто потрясающе!
Кстати, а вы знали, что 3Д-эффект был применен строителями купола мечети почти пять с половиной веков тому назад? Присмотритесь к фотографиям купола на фото ниже.
Присмотрелись? Купол как купол? Вполне себе впуклый? На самом деле он плоский. С помощью узоров и потрясающего мастерства строители и оформители добились иллюзии объемного изображения.
Справа и слева от мечети расположены крытые галереи, в которых сегодня располагаются лотки с сувенирной продукцией.
Между медресе Шердор и медресе Тилля-Кари расположена дахма с надгробиями правителей из династии Шейбанидов (от имени Мухаммеда Шейбани), пришедших на смену Тимуридам. Шейбаниды были предводителями кочевых узбеков. Шейбаниды оказали значительное влияние на развитие страны и приход кочевых узбеков стал завершающим этапом в формировании современной узбекской нации.
Кстати, если посмотреть на Регистан с задней стороны – то он не кажется таким величественным. К сожалению, архитекторы беспокоились о том, как будет выглядеть ансамбль, если смотреть на него с фасадной стороны. «Со спины» Регистан выглядит как нагромождение минаретов и куполов:
Вот мы и обошли с Вами Регистан. Бросим на прощание еще один взор на это уникальное архитектурное сооружение
Надеюсь Вам понравилось путешествие?
P.S. Присоединись к практике, внедренной dr2073 и опубликую фотографию чеков, а точнее входных билетов ;-)