Польза медитации.
Не практикуя медитацию, невозможно достичь каких – либо серьезных уровней саморазвития. Просто чтение книг - это всего лишь накопление информации. Умение извлекать пользу из обучения в различных «жизненных ситуациях» – хорошее качество, но оно, помогает развивать лишь «мирской ум», смекалку, навыки поведения и реагирования в различных ситуациях. Однако возможность изучать и исправлять различные аспекты своего ума, его глубоко укоренившиеся негативные привычки, становится осуществима только с помощью медитации. Определение медитации в наше время очень затруднено.
Под этот термин столько всего «подвели»…. Чтобы не заплутать во всем этом «многообразии смыслов», мы ограничимся пониманием этого слова в буддийской традиции. Тибетское слово, означающее медитацию – Гом. Гом, означает «привычка». То есть медитация – это просто сознательная выработка определенной привычки ума. Очень грубо, все виды медитации можно разделить на два типа: аналитическую медитацию и медитацию однонаправленного сосредоточения (успокоения) ума. Аналитическая медитация - это целенаправленное, сосредоточенное, последовательное размышление на заданную тему. Медитация успокоения ума – это способность однонаправленно сосредотачивать внимание на избранном объекте сосредоточения и поддерживать его (внимание) на этом объекте в течении длительного периода времени. Конечно, можно пуститься в дискуссии по поводу медитаций «без объектов», использующихся в различных традициях буддизма на высших ступенях развития ума. Однако для того, чтобы вести подобные диспуты необходимо обладать этими «высшими ступенями» развития ума. Традиционно, начинать вхождение в мир медитации следует с развития Шаматхи – медитиации успокоения ума.
Хотя в традиции буддизма Тхеравды, практикуемой в Бирме, есть еще более ранняя стадия развития ума, это выработка привычки внимательности к телу, основанная на «Сутре полной внимательности», преподанной непосредственно самим Буддой в качестве «единственного пути». По логике Восьмеричного пути, здесь нет никаких противоречий, так как развивается «правильная внимательность» и затем ум усмиряется с помощью «правильного сосредоточения». Далее реализовав Шаматху, то есть, достигнув уровня однонаправленного сосредоточения ума, практик может переходить к медитации Випассана (Прозрения). Используя свою способность концентрировать ум, он прозревает истину различных положений буддийских воззрений о мудрости прямого постижения Пустоты, что в итоге, приводит его к окончательной реализации. Практика формальной медитации (шаматхи) предполагает поддерживания определенной позы тела, соблюдения естественного цикла дыхания и контроля ума с помощью его сосредоточения на объекте. Объект для сосредоточения должен быть избран, в зависимости от предрасположенности ума практикующего к тому или иному омрачению (гнев, вожделение, дискурсивность, лень, неведение, высокомерие и т.д.). Трудно переоценить ценность правильной мотивации в практике медитации, а также таких качеств как терпение, последовательность выполнения практики, внимательность, удовлетворенность. Время длительности выполнения практики должно увеличиваться постепенно, сообразно качеству продвижения на этапах пути и возможностям практикующего. В идеальном варианте - практиковать под руководством знающего учителя. Однако, к сожалению, это не всем доступно. Тем не менее, при правильной самостоятельной практике, человек замечает позитивные изменения в своем характере, уровне сосредоточения ума. Он (она) пребывает в более спокойном и уравновешенном состоянии психики, увеличивается способность толерантного, доброжелательного отношения к окружающим людям, обретается более чуткое отношение и чувствование, окружающего тебя пространства, в целом.
Если таких изменений, в ходе практики, не происходит, то возможно, что выбранная практика не правильно исполняется или неправильно понята. Ведь цель практики медитации – это улучшение характера, искоренение негативных состояний ума и развитие его благих качеств. Аналитическая медитация, способствует развитию правильной мотивации в практике самосовершенствования и конечно же постижению мудрости, за счет глубокого изменения способа, качества и содержания мыслительного процесса медитатора. Однажды кто-то задал вопрос мастеру Дзен – что такое Дзен? Он ответил: «Дзен - это наши повседневные мысли». Именно умение постоянно отслеживать и контролировать состояния своего тела, ума и его содержимого (объектов), говорит о качестве продвижения в практике. Безусловно, что правильная практика способна качественно изменить наш ум в лучшую сторону. Ведь наша сущность - это свет, любящая доброта и мудрость. А значит, нам следует убрать весь тот «налет» негативных, омраченных состояний нашей психики, который мешает проявлению нашей естественной природы.