«Иисус» Юлии Латыниной
Что мы знаем о христианстве? Знаем, что на территории нынешней Палестины в начале нашей эры существовали два религиозных течения – христиане и так называемая «четвёртая секта». Иисус проповедовал мир, добро и любовь к врагам, а «Четвёрка» была террористической организацией вроде современного нам ИГИЛа. При этом христианство было лишь небольшим течением, а зилоты (то есть «четвёртая секта») отличалась огромным могуществом. Сектантов при этом стёрли с лица земли римляне, а христианство распространилось по всей планете.
Уже с первых страниц своей книги Юлия Латынина говорит о том, что указанная версия – не более, чем стереотип, распространённый самими христианами. На самом же деле, последователи Иисуса – точно такие же проповедники ненависти, как и все остальные иудейские секты. Древние христиане якобы просто пожгли на кострах всех, кто пытался оспаривать искренность их любви к ближнему своему.
Нужно сказать, что мнение это не является новинкой. Сама же Латынина приводит значительный список учёных-исследователей, продвигавших эту версию до неё. Да и мы с вами, согласитесь, не раз обращали внимание на не вполне христианские методы христиан – особенно древних.
Практически, в мировой библеистике (кстати, я раньше не видел такого слова) существует не один Иисус, а два. Первый проповедует любовь и добро, второй – чуть не священную войну против неверных. При этом Латынина указывает на крайне интересный, на мой взгляд, момент. Оба Иисуса были, с исторической точки зрения, малозначительными людьми – их смерть не могла наделать столько шума без посторонней помощи и мощнейшего пиара. Иисус – пророк местечковый, и автор даже зовёт его «унылым лузером», что, на мой взгляд, не вполне корректно, но достаточно метко.
Здесь Юлия Латынина открыто цитирует крайне популярного писателя Барта Эрмана, пишущего о том, что Иисус и казнён был, как мелкий преступник – самым унизительным и болезненным способом.
Единственное, что, по сути, не даёт так уж просто согласиться с версией о малозначительности Иисуса – масштаб последствий. Иосиф Флавий связывал Иудейскую войну со смертью Иакова Праведника, брата Иисуса. Могла ли крупнейшая война развязаться из-за убийства брата местечкового пастора? Конечно, нет. Чтобы его смерть возымела такой резонанс, сам Иаков должен был бы быть лидером «четвёртой секты». Мог ли возглавить крупнейшую террористическую секту своего времени брат простого проповедника?
Первое «но»
Вот и первый крутейший вопрос, задаваемый Юлией Латыниной. Кем должен был быть Иисус, чтобы его брат после его смерти возглавил «Четвёртую секту».
Мне кажется, кем угодно – братьев ведь не выбирают. Опять же, к Иудейской войне привела не смерть Иисуса, а смерть Иакова. Но у Латыниной тут же готов новый довод, и прелюбопытный.
Второе «но»
Война началась не сразу после казни Иакова. Сначала ещё было Иудейское восстание. Его возглавил Мессия Менахем – и потомок Иуды Галилеянина. Последний, кстати, и основал «четвёртую секту». Кто такой «Мессия»? Правильно! Это помазанник божий. Помазанником мог быть только человек из рода Давидова.
Слово «менахем» переводится с арамейского, как «утешитель». В Евангелие от Иоанна Иисус говорит: «Если я не пойду, Утешитель не придёт к вам». Совпадение? Не думаю.
Что? С чего бы это нашему добряку Иисусу предрекать пришествие кровавого палача? К чему вот это всё – «он будет Дух Истины», «Я умолю отца, он даст вам другого Утешителя», и так далее. В какой-то момент Иисус вообще говорит о том, что Мессия Менахем будет его новым воплощением.
Третье «но»
Веспасиан, позже Домициан, а ещё позже – император Траян всеми силами старались истребить потомков рода Давидова, при этом охотились они исключительно на родственников Иисуса. С чего бы правителям истреблять род местечкового проповедника?
Четвёртое «но»
Когда был разрушен фарисейский Храм, эти самые фарисеи обвинили во всём «четвёртую секту». При этом они решили ежедневно возносить «биркат-а-миним» – проклятие еретикам. При ближайшем рассмотрении оказывается, что «миним» – это именно христиане. Объясните старому, зачем проклинать мирных христиан, если ваш враг – четвёртая секта? Отморозить уши назло бабушке? Опять же, не думаю.
**
Пятое «но»**
Это моё любимое «но» – филологическое. Само слово «христиане» имеет греческое происхождение. Понятие «Христос» – это практически перевод древнееврейского слова «Машиах», то есть «помазанник». Вероятность того, что кто-то из окружения Иисуса (или он сам) владел греческим, стремится к нулю. Сами христиане так себя не называли. В Новом Завете они называются как угодно (даже словом «зилоты»), но христианами – лишь трижды. Все три раза это слово употреблено представителями власти или врагами христиан.
В римских хрониках всё наоборот. Христиане всегда именно так и называются. Латынина делает из этого вполне логичный вывод о том, что «христиане» – это римский юридический термин, означающий любых последователей Иисуса («Христоса»). Причём термин этот встречается особенно часто в судебных актах, и встречается очень рано – ещё в 30-х годах. Автор приводит данные о том, что при императоре Тиберии (самое позднее – в 37 году нашей эры) христианство уже было запрещено.
Мог ли в римском праве столь рано возникнуть аж целый термин, связанный с именем «унылого лузера» из Палестины? Причём, как раз в это время и стала мощной «Четвёртая секта». Какого лешего римляне запретили никому не нужную болтовню бедного проповедника, а не могущественную террористическую организацию?
Назрел крайне интересный вопрос.
**За что римляне преследовали христиан? **
Христианские источники говорят, что их братьев преследовали за веру – считали их колдунами, винили в бесконечных групповухах и заставляли поклоняться императору. Эти версии вызывают улыбку, как у юриста. Римское право – самое толерантное и веротерпимое в истории человечества.
Юлия Латынина добавляет, что римские сенатусконсульты вообще запретили на религиозной почве только две вещи – вакханалии (вообще, это было в 186 году до нашей эры) и друидов. И то, сказать, что почва для этих запретов была религиозной, можно только с очень большой натяжкой – обе гадости не угодили римлянам человеческими жертвоприношениями.
Слышите? Никогда в своей истории римляне не преследовали никого за веру. По крайней мере, исключительно за веру.
При этом с тридцатых годов нашей эры римляне упорно вылавливали христиан. А если переводить с латыни правильно – не христиан, а «объявленных христианами». То есть этого статуса нужно было ещё добиться некими действиями. Навряд ли миром, прощением и любовью.
Таким образом, вопрос, вынесенный в заголовок этой части, неправильно сформулирован. Важнее понять не «за что римляне преследовали христиан», а что должны были сотворить христиане, чтобы римлянам пришлось их преследовать.
Занятно и то, что делали с пойманными христианами. Нет, их не спешили распять на кресте. Им со всей корректностью римского процессуального права предлагали отречься от Господа и принести жертву римским богам или императору. После окончания Иудейской войны точно такой же тест проходили зилоты и сикарии – члены «четвёртой секты».
Вместо вывода
Что мы знаем о христианстве? Знаем, что на территории нынешней Палестины в начале нашей эры существовали два религиозных течения – христиане и так называемая «четвёртая секта» (объединение зилотов и сикариев). Вопросов, как видите, стало только больше.
Почему римляне судили христиан так же, как зилотов?
Почему в Новом Завете они иногда называли сами себя «зилотами»?
Почему Иисус пророчил своим последователям пришествие потомка лидера сикариев?
Почему истребляя сикариев, римляне взялись за родственников Иисуса?
За что убили Иакова Праведника?
Как Иисус связан с четвёртой сектой?
Много-много вопросов, и ответы на них не всем понравятся. Тут нужно настоящее историческое расследование. В поисках ответов, «Бургер Книг» читает «Иисуса» Юлии Латыниной дальше. Присоединяйтесь! Ссылка на Озон – ниже.
** «Бургер книг»** продолжает читать. Подписывайтесь на наш «Голос» и почаще подключайтесь к комментариям. Купить книгу Юлии Латыниной «Иисус» на Озоне – кармически выгодно, ведь БК получит небольшую комиссию, которую рад будет потратить на новые книги, о которых вам же непременно и расскажет.